Уже в эту субботу в клубе Spaces пройдет вечеринка Unificаtion Session, где выступят лучшие исполнители reggae и jungle, а также состоится презентация работ от команды Bicycle Trust. В преддверии веселого события Сеня Чекарь из веломастерской Bicycle trust поделился с VashDosug.ru своими взглядами на велосипедное будущее нашего города.
Расскажите, пожалуйста, какой вы видите идеальную транспортную инфраструктуру в Петербурге?
Идеальная инфраструктура, по-моему, — это баланс и взаимное уважение участников движения. Просто создать велодорожки и думать, что проблема исчерпана, глупо, и закон не в силах изменить главное — отношения людей на дороге друг к другу. Я имею опыт езды как на двухколесных, так и на четырехколесных транспортных средствах, поэтому могу сказать уверенно — на дорогах четыре колеса зачастую считают себя главнее и нередко ведут себя по-хамски. Я сам этим летом бегал на костылях, после того, как меня сбил водила, не уступив дорогу. Первой его фразой было: «Ты куда едешь, дебил?». При этом я только что сделал через его машину сальто, и кеды отлелетели на пару метров... Вот она, проблема. Ситуация на дорогах — это как бы маленькая копия отношений в самом обществе. Велодорожки — очень хорошо, но тут мы упремся в проблему плохо припаркованных машин и повсеместного нарушения ПДД. Я был в Италии, и мне очень понравилась гармония на дорогах между автомобилями, мотоциклами, скутерами и велосипедами. В России велосипед считается транспортом для бедных и, соответственно, мало уважается на дороге. Хотя лично мое мнение — это транспорт будушего и всегда был достойной альтернативой бензину.
В Москве движение за «велосипедизацию» города развивается очевидно стремительнее. Известно, что активисты добиваются строительства все новых велодорожек, между тем, в нашем городе, несмотря на огромное желание тысяч горожан пересесть на велосипед, проект отодвигают и замораживают. В чем дело, по вашему мнению, и как вы считаете, насколько вообще слышно тех, кто выступает за велосипедный Петербург? Чего нам не хватает?
Если сравнивать Москву и Питер, то, по моему мнению, Питер солидно выигрывает у Москвы. Мекка велосипедов будет, скорее, здесь, чем в Москве: город не такой большой, очень удобен для велопрогулок, красивый. Чем-то на Амстердам похож, где люди круглый год ездят без проблем. Мешает всему развиваться, в том числе и наше правительство. Запреты на поездки больше, чем 10 человек, никаких прав на дорогах — все это многих отпугивает.
А если велосипед станет в Петербурге полноценным видом транспорта, будете ли вы выступать за, например, обязательную сдачу экзамена по правилам дорожного движения для велосипедистов?
Учитывая, что мы в России, я думаю, это только даст гаишникам повод опускать на бабки велосипедистов. Велоправа как бумагу я не приемлю. Нужно придать велосипедам статус не ниже машин, чтобы их не просто к телеге с лошадью приравнивали. А вот на скутер, я считаю, права нужны, так как малолетние идиоты зачастую портят своим поведением отношение к мототехнике у обычных водителей. Для меня лично велик — это такая панк-тема: **** the government, freedom or death, forever two wheels. Я мечтаю о том, чтобы правительство не лезло в велики, а автомобилисты смотрели в зеркала. Плюс велодорожки для детей и тех, кому они нужны. Мне — не особо, я привык в гуще событий пребывать, меня машины не пугают.
Государственная дума, если не ошибаюсь, высказывала идею о запрете на вождение велосипеда в нетрезвом состоянии. Что вы думаете по этому поводу?
Да пусть ездят пьяными. =) Велосипед для меня — возможность, если что, довести свое пьяное тело до дома, это никогда не мешало. Не нужны такие меры — опять же из-за коррупции. Будут только бабки срубать.
Расскажите, насколько успешен был прошлогодний опыт с велопрокатом в Санкт-Петербурге? Насколько я знаю из новостей, открывались и парковки, и точки перехвата, но признаюсь, лично я так и не увидела ни одного велосипеда со специальным обозначением в местах предполагаемых парковок. Может, мне просто не везло. А вы считаете, что город готов к такой инициативе? Не думаете ли, что бесплатные велосипеды разворуют в первые же дни акции, как полагают многие горожане, настроенные скептически?
На этот вопрос можно сказать одно: с вероятностью 95% — разворуют. По опыту прошлого года, все украдены, по-моему. Просто они вообще стояли без пристежек и прочего. Наше общество, к сожалению, не дозрело до такого. Идея сама по себе выглядит утопичной: те, кто катаются на великах, не нуждаются в таких парковках, те же, кто привык к автомобилю, ищут альтернативные способы — те же самые складные велосипеды, самокаты, пересаживаются на сезон на мотоциклы и скутеры. Зимой очень немногих можно заставить ездить: сказывается общее состояние улиц, соль, горы снега, невозможность хранить и обслуживать велосипед после покатушек, да и в офис по уши грязным и потным не заявишься. Еще когда я учился в университете, очень много сил потратил на согласование обычной велопарковки возле входа, общался с ректором, деканом.
Я не просил денег или чего-то еще, я всего лишь просил место, где я смогу за свой счет сварить и смонтировать парковку.
В итоге стал вешать велосипед на решетку первого этажа, многие последовали примеру, скоро мое место уже было частенько занято. Потом я купил большой чехол и просто брал с собой велик на пары. Преподаватели по-разному реагировали, но, в основном, понимали и поддерживали. Сейчас идет борьба за умы сограждан, пытаемся менять отношение к велокультуре. Очень помогает пример западных стран: тот же мэр Лондона гоняет на веле. Про Амстердам вообще молчу. Да что далеко ходить — город Северодвинск. Люди зимой (!) гоняют на велосипедах, к нашему удивлению. Это реальная история, притом, что город, мягко говоря, на севере находится.
А вы следите за тем, кто у нас ездит на велосипедах, есть ли среди них люди, отказавшиеся от автомобиля? Сейчас ведь на многих форумах идет активная полемика, пересаживать ли автомобилистов на велосипеды. Может велосипед стать альтернативой автомобилю в пробке, по-вашему? Или для нас это все же досуг за городом?
Многие автомобилисты действительно устали от пробок и ищут альтернативные способы передвижения по городу. Примером подтверждения тому может послужить развитие нескольких наших проектов мотосамокатов, скутеров для собачих упряжек, огромного количества складных велосипедов, которые легко помещаются в багажник. Сейчас самое начало сезона, и можно до самого конца октября легко ездить. К тому же, можно ездить и зимой. Просто многие не понимают, сколько времени они теряют. Хватит стоять в пробках!