Израильский хореограф Охад Нахарин в поисках универсального и в то же время уникального способа познать себя, познать сопряжение тела и мысли и выразить в пластике эти знания создал новый пластический язык, назвав его обескураживающе ярко — «гага».

Многие спешат окрестить гагу новым танцевальным стилем, но создатель бежит шаблонности и стандартизации и регулярно заявляет в интервью и на пресс-конференциях о том, что гага — это как раз выход за стилевые рамки.

При помощи этой техники (Нахарин противится и этому обозначению гаги, называя ее исключительно языком движения) каждое утро разогреваются танцоры ансамбля «Батшива Дэнс Компани» — одной из лучших балетных трупп современного танца в мире, созданной Нахарином.

Именно благодаря владению гагой, их движения становятся импульсом к мощному эмоциональному отклику у зрителя. Танцоры словно сделаны из мокрой глины — коснешься их, и форма уже поменялась. Они демонстрируют на сцене удивительную способность двигаться властно, но текуче, намеренно, но без усилий.

Поэтика гаги

Этот танец учит слышать свое тело, чувствовать внутреннюю энергию различных его частей — закладывая таким образом основу для познания и укрепления своего тела и добавления ему гибкости, стойкости и проворства. Этот язык соединяет осознанное и бессознательное движение — то, которое человек должен сделать, поддавшись инстинкту.


На языке гаги.... Источник: На языке гаги.... Автор: На языке гаги...

Что в имени твоем

Откуда это странное «гага»? Нет, балетмейстер не является преданным поклонником эпатажной певицы, и это не реверанс группе Queen и их песне «Radio Gaga». По словам Нахарина, название отражает первородное, бессознательное начало — это слово повторяет лепет младенца, еще не умеющего говорить и лопочущего «га-га, га-га» (вспомните, что в русском языке лепету младенца подражает созвучное «агу-агу» или «гу-гу-гу»).

На фото: Охад Нахарин


Слова и движение

Уникальность гаги в ее симбиотичности — это танцевальная техника и ЯЗЫК. И это язык в большей степени, чем все танцевальные стили мира, потому что это система символов, слов-подсказок — если прибегнуть к некоторому огрублению, то гага — это словник (можно также назвать ее вокабуляром). Слова в нем бесконечно далеки от своих лексических значений: каждое слово (или словосочетание) соотносится с определенным движением и совершающей это движение частью тела, соотносится ассоциативно, а не буквально.

Например: слово «Luna» обозначает костяшки пальцев — потому что они округлые, как луна (не поверите, но гага заставляет человека чувствовать даже такие «незначительные» части тела).

Гага для всех

Попытку выразить суть гаги в словах можно сравнить с попыткой объяснить, что ты чувствуешь во время купания в море, человеку, который никогда не касался воды. Отсюда такая сложность и, может быть, излишняя многословность моего описания гаги.

Лучший способ понять эту технику — посетить класс этого танца. Идеи Охада Нахарина кристаллизуются как на сценической площадке, так и на мастер-классах для простых смертных. Гага доступна всем. Будь вы танцовщик с многолетним стажем или доцент кафедры «Истории Древнего мира», не танцевавший со школьной скамьи (это я о себе).

  • Первому — прямая дорога на «Гага дэнс», для тех, кто занимается танцем профессионально. Там как раз обучают языку.
  • А для остальных (к коим, как вы уже поняли, относится ваш покорный слуга) было разработано направление «Гага пипл» (от англ. gaga people — люди «гага»). Причем под «остальными» понимаются абсолютно все люди на планете, старше шестнадцати лет и не имеющие танцевального образования.

Мастер-класс. Воспоминания.

Мне посчастливилось оказаться на мастер-классе гаги для обычных людей. С тех пор я пробовал себя во многих танцевальных направлениях, посетил не одно занятие, но больше не испытал тех эмоций, тех психофизических ощущений, того бурлящего, жгучего ощущения в мускулах, которые подарила мне Гага. Но перейдем от эмоций к описанию...

  • Контингент

...В просторном танц-классе собралось порядка 30 человек, между которыми едва ли можно было найти общий знаменатель: мужчины и женщины; двадцати-тридцати-сорока лет; несколько девочек лет шестнадцати и даже две дамы преклонного возраста и давольно-таки обширных форм; были и танцоры (судя по одежде и телосложению)...

  • Первые инструкции

...Наверное, первое, о чем сказал преподаватель гаги, войдя в класс, это то, что мы должны постоянно двигаться в течение всего занятия, быть в курсе действий наших костей и суставов. Ни в одной части тела не должно быть онемения...

  • Начало

...Мы начали с создания круга руками — перед своим телом, вокруг него, сзади и т.д. Потом эту круговую симфонию подхватили бедра, грудь, ноги — круговые движения захватили все тело. А потом мы «плыли»...

  • Лейтмотив

...Центральным движением, к которому мы неоднократно возвращались было «плавание»: нужно представить, что тело плывет по воздуху и... «поплыть». Это намного сложнее, чем кажется. Требуется чувствовать пространство за спиной, под руками и ногами, представлять, как сами по себе плывут ваши губы или сердце...

  • Мысль, действия и ощущения

Мне запомнилось, как инструктор сказал, чтобы мы представили, будто воздух вокруг нас — это варенье, и мы должны пройти сквозь него, чувствуя кожей и языком его вязкость и сладость. В другой раз нам предложили почувствовать, что мы стоим в душевой кабинке под струей холодной воды. У меня при этой мысли по спине пробежал озноб,и вдруг я почувствовал (!) каждую, даже мельчайшую мышцу своей спины, каждый позвонок! Еще мы рапространяли тряску по своему телу — от кистей рук до ушей и губ, передразнивали парнера, «растягивали» свои лица...

  • Никаких зеркал

В первые минуты занятия мне бросились в глаза плотные бархатные шторы, закрывавшие зеркала в танц-классе. Позже я узнал, что это один из главных постулатов гаги — «никаких зеркал». Танцоры зависят от зеркал, как наркоманы от героина: с их помощью они контролируют свои движения и положение относительно пространства.  А в гаге человек должен интуитивно чувствовать, где он находится, какие движения совершает. Если бы в классе гаги зеркала были открыты, то было бы сложно — если не невозможно — по-настоящему почувствовать, как вы двигаетесь, сконцентрироваться на ощущениях, научиться вслушиваться в свое тело.

Охад Наарин о зеркалах: «Зеркала вредны для танца. Они достались нам в наследство, но стоит признать, что зеркала — это ошибка».

Рабочие инструкции

Для тех, кто хочет приобщиться к гаге, был сформулирован занятный свод правил посещения мастер-классов. Эти правила раскрывают некоторые аспекты гаги, поэтому я взял на себя смелость дать их в вольной интерпретации.

  • Никогда не останавливаясь: занятие — это одна сессия: нет пауз или упражнений, только непрерывность инструкций преподавателя, которые накладываются одна поверх другой. Каждая новая команда не отменяет предыдущей, но добавляется к ней, слой за слоем. Таким образом, важно не остановливаться в середине занятия, чтобы не потерять пробудившиеся ощущения, не вернуться в состояние, в котором тело пребывало до начала мастер-класса.
  • Прислушиваясь к телу: когда вы выполняете инструкции, отдавайте себе отчет в своих ощущениях, способностях и ограничениях. Избегайте чрезмерных усилий первый раз — ищите качество движения и ощущения. Ваша цель — моменты, когда пробуждается удовольствие в движении, а не боль.
  • Чувствуя другого человека: черпайте вдохновение у учителя и у других людей в комнате. Ощущайте людей вокруг вас, пространство, которое им нужно, и взаимодействие, если таковые имеются.
  • Молча: в ходе занятия никто из учеников не говорит, если нет указаний использовать голоса или слова. Все врпросы можно будет задать вконце.
  • Помня о времени: присутствие в первые минуты мастер-класса очень важно. Рекомендуется приходить за 15 минут, отключить мобильный телефон, найти себе место в студии, расслабиться и ждать начала. Если вы опаздали — вход на занятие для вас закрыт. Приходите в другой раз.
  • На босу ногу: на занятии работают босиком, обувь не нужна. Выбор одежды — за вами. Главное, чтобы она не ограничивала и не стесняла движения.