В жестком слове «рестлинг» слышатся отзвуки стали натуженных мышц, скрип стиснутых до крови зубов и кровожадный рев бойцов, на который гулом откликаются зрители. Только вот уже несколько десятилетий весь мир знает, что рестлинг — это театр...
«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры», — сегодня шекспировские строки послужили бы отличным эпиграфом к любому рестлерскому бою, где каждому борцу отведена своя роль, которую он старательно, по сценарию, выполняет не только на боевой сцене, которой служит ринг, но и вплетает ее в повседневную жизнь, а самое интересное, что с окончанием поединка пьеса не заканчивается — это лишь эпизод в многолетней истории противостояния двух и более бойцов, в которой каждый бой —очередной сюжетный поворот. Своя роль есть и у зрителей — а «четвертой стены», отделяющей их реальность от условности сцены, в рестлинге нет.
География зрительской любви
США. Именно театральная сторона рестлинга — спорт с «перченым» сюжетом — покорила Штаты, жадные до зрелищ, не отягощающих разум. Эта страна и стала родиной того формата рестлинга, который мы знаем сегодня. Каноны, по которым строится шоу, зародились аж в 70-х годах двадцатого века и остаются актуальными по сей день. Своим бешеным успехом, в том числе и коммерческим, рестлинг обязан телевидению.
Мексика. Издавна рестлинг пользуется популярностью в Латинской Америке, особенно в Мексике. Там шоу более аутентично: меньше лоска, меньше спецэффектов. «Луча либре», или вольная борьба, — термин, используемый в испаноговорящих странах по отношению к мексиканскому стилю рестлинга. Характерные маски и плащи, а также необычные захваты — фирменная карточка латиноамериканских борцов.
Япония. Интеллектуальная Япония, как ни удивительно, тоже полюбила рестлинг, или пуроресу — так он зовется в стране восходящего солнца. Это спортивно-развлекательное шоу возглавляет рейтинги популярности на местных теле- и интернет-каналах. В японском варианте упор делается на психологический аспект, а «фишки» борцов будто позаимствованы у героев-ниндзя из японских мультфильмов-аниме.
Санта-Барбара на . Источник: Санта-Барбара на . Автор: Санта-Барбара на
Спорт/не спорт:
Не спорт. Чаще всего рестлинг открыто порицают поклонники традиционных единоборств — за то, что он заимствует оттуда спортивную атрибутику (ринг, экипировка и т.д.) и силовые приемы, но использует все это как бы понарошку, искажая спортивную суть боевого искусства в «кривом зеркале» шоу: так, сжатый для «зубодробительного» удара кулак проходит в миллиметре от челюсти, для которой этот удар предназначался, а спустя секунду на ней появляется тоненькая царапинка, незаметно оставленная специальной бритвой (рестлеры обычно прячут ее на запястье или в перчатке), а правила в рестлинге существуют, кажется, исключительно для того, чтобы их постоянно нарушали.
Спорт. Один из известных русскоговорящих фанатов рестлинга Lex Greenberg так защищал любимый спорт: «Гораздо легче врезать противнику по морде, чем притвориться, будто бы ты действительно врезал. Или, например, прыгнуть на противника с турнбакла (прим.: турнбаклы — столбы по углам ринга), пока тот лежит на середине ринга, и никак его не повредить. А спокойно лежать и ждать, пока на тебя налетят — это просто ужас: чувствуешь себя самоубийцей. Напарник делает вид, будто произвел удар тебе в голову, а ты должен вовремя дернуться. Если дернешься на секунду поздже – все закончится довольно-таки комично, а если на секунду раньше – трагично...»
Причина зрительской любви
Пусть все официальные высказывания о рестлинге подразумевают его подлинность, все, даже малые дети, знают о том, что это «режиссура»! За что же так боготворят эту пародию на спорт?
Ответ прост: рестлинг спорт драматизирует, преподносит спарринг не как спортивное соревнование, а как выяснение отношений двух гераклоподобных мужчин, как разрешение скрытого конфликта.
Когда за происходящим стоит зловещая или душещипательная история, градус зрительского интереса неуклонно ползет вверх, подчас даже против воли зрителя. Эмоции спортсменов всегда находят живой отклик у болельщиков. А в рестлинге, где все гипертрофировано, они доведены до предела: зритель только и ждет, когда под толстым слоем мышц и жира обнажится токая душевная организация :). За это публика готова «верить» рестлингу и хранить секрет Полишинеля.
Формула «сюжет+эмоции» работает, пусть не так очевидно, и в настоящем спорте. Вспомните хотя бы братьев Кличко, которые любили «мстить» друг за друга на боксерском ринге.
Действующие лица
Борцы. Главные герои ринга — это постоянная труппа рестлеров (думаю, в данном случае назвать их труппой уместно), за каждым из них закреплена определенная роль; это персонажи со своими именами, характерами и легендами.
Тело борца, его имя, его наряд и даже его выход на сцену — все рассказывает нам о его роли. Так, некоторые борцы прикрывают лицо маской — в эпоху хеви-метал маска могла быть с шипами и клепками. Сегодня герои предпочитают маску вкупе с ярким обтягивающим трико — «прозрачно» намекая зрителям на свою супер-геройскую сущность.
Выходы на сцену — важная составляющая образа. Знаменитый Халк Хоган разрывал на себе майку с ревом перед боем. Борец-«бунтарь» может выехать на мотоцикле, а «простой деревенский парень» прячет в ладони губную гармошку.
Элементы роли могут перекликаться с реальной личностью рестлера, его именем, характером, хобби и т. д.
«Говорящие» рестлеры:
Гробовщик (Марк Уильям Кэлвей) — настоящий символ рестлинга. В 80-е годы выступал в образе гробовщика конца XVIII века, это был отклик на дух «хеви-метал». Но настали 90-е, мода на кладбища ушла, и Гробовщик сменил свой «нафталин» на черный плащ, рваную джинсу и широкополую шляпу. А на ринге стал появляться не иначе как на мотоцикле. К слову, Марк Уильям Кэлвей — прожженный байкер.
Альберто дель Рио (Альберто Родригес) — выступает в образе эгоистичного аристократа, позволяя себе смотреть на соперников, судей и фанатов сверху вниз. Его неизменный атрибут — белый шелковый шарф. На ринг любит выезжать за рулем дорогих авто, в то время как о появлении дель Рио объявляет его личный «аннонсер».
Рей Мистерио (Оскар Гутьеррес Рубио) — кумир американских школьников, настоящий латиноамериканский супер-герой, сбивающий одним ударом с ног двухметровых бугаев. Одевается, как и подобает супер-герою, в латексные блестящие штаны (которые меняются в каждом бою), а лицо его закрыто яркой маской в мексиканском стиле с прорезями для глаз и рта, которую он ставит иногда на кон (этот сюжетный ход позаимствован из мексиканского рестлинга луча либре).
Рефери. Так как все подчинено законам мелодраматического жанра, судья может позволить себе откровенную пристрастность, чем, конечно, приведет зал в неистовство, или, наоборот, праведный гнев, и зал одобрительно загудит. Борцы далеко не всегда считаются с судьей, более того, он может попасться под горячую руку — в пылу сражения незадачливого рефери могут выкинуть с ринга или разбить о его спину судейский стол!
Валет (valet). Практически каждого рестлера или команду рестлеров сопровождает при выходе на ринг девушка. Во время матча обычно находится рядом с рингом, всячески поддерживая «своего». Разумеется, ее поддержка не сводится к роли простой болельщицы. Она активно вмешивается в поединок. Например, она отвлекает рефери, таким образом помогая своей команде выиграть бой, казавшийся уже безнадежным.
Публика в зале. Это не просто серая масса, а важное действующее лицо. Ее предназначение — бурно выражать свое отношение к происходящему, поддерживать положительных героев и освистывать «плохишей». Главная ее задача — быть так называемым «гласом народа», давать объективную оценку происходящему на ринге.
Сюжетные перипетии
Бой в рестлинге — это поединок между врагами, испытывающими искреннюю взаимную неприязнь. Эта вражда обязательно мотивирована предшествующими событиями, подробности которых обязательно должны быть известны публике. Каким образом? Эти «подробности» транслируются на огромном экране, расположенном прямо над рингом, — будто бы случайно «подсмотренные» оператором моменты из закулисной жизни борцов.
Страсти закипают не только на экране, но и на ринге: «плохиш» рассказывает в микрофон о своей подлости, гадко усмехаясь и кровожадно потирая руки. «Простачок» раскрывает душу публике, позволяя злодею вероломно, но очевидно для аудитории, подкрасться и напасть сзади... Неожиданный поворот — когда победа, казалось, уже в руках «хорошего парня», любимца публики, на ринге появляется третий рестлер, его лучший друг, и... предает его! Он удерживает «хорошего парня», пока «плохиш» наносит ему роковой удар. Публика — в неистовстве, рефери — в нокауте, шоу — на высоте!
Это только один из сотен тысяч примеров сюжетных поворотов, которые щедро украшают рестлерские бои. А для того, чтобы сюжетный фонтан не иссяк, судьбы рестлеров переплетают и закручивают в узлы сотни сценаристов по всей Америке.
Рестлерские «штучки»:
Плевок ядом. «Яд» или «туман», как его еще называют, — это смесь воды и обычного пищевого красителя, которую помещают в специальную капсулу. Во время матча рестлеры незаметно кладут капсулу в рот и раскусывают. Ну а в подходящий момент соответственно выплевывают «туман».
Метание огненного шара. Вещество, называемое нитроцеллюлозой, заворачивают в специальную быстро сгорающую бумагу. В нужный момент рестлер поджигает спрятанной зажигалкой этот шар и бросает его в лицо противника. Если время рассчитано верно, то создается впечатление, будто шар взорвался прямо на лице соперника. К слову, этот прием абсолютно безопасен.
Предметы, ломающиеся о хребет противника. Столы, стулья, лестницы и другие предметы , которые соперник обрушит на чужую спину мгновенно гнутся и ломаются. А все потому, что сделаны они из очень легкого металла (или из легкого дерева) и вреда могучей реслерской спине не причиняют.