Кажется, что эти люди — би-бои — немного из прошлого. Это те самые брейкдансеры, танцоры хип-хопа, которые так часто появлялись в видео 90-х. Что происходит с этой культурой сейчас и каково ее будущее?

Об этом мы расспросили двух лучших представителей направления, победителей соревнования «Red Bull BC One»* и участников звездной команды «Red Bull BC One All Stars» Ронни и Лилу (Ronnie and Lilou).

Ronnie

Lilou


* Если спросить о том, что такое «Red Bull BC One» авторитетную Википедию — вот, что она вам ответит:

«Red Bull BC One — ежегодное международное соревнование среди 16 лучших Бибоев мира, организованное компанией энергетических напитков Red Bull <...> Red Bull BC One отличается от других соревнований методом организации. Круглая сцена с зеркальным отражением, и множество камер, снимающих соревнование, придают этому ивенту уникальный стиль <...> В 2011 году звезды чемпионата — победители разных лет — посетили Москву с Мастер-классом. Это мероприятие стало одним из крупнейших мастер-классов по Брейкингу в России за всю историю танца в нашей стране».


Для вас это уже не первое посещение России и российских танцевальных соревнований. Наблюдаете ли вы какие-то изменения в развитии наших танцоров, меняется ли уровень их профессионализма?

Ронни: В России есть действительно классные танцоры, которые представляют страну на брейк-сцене. Можно с уверенностью сказать, что они удерживают самый высокий, топовый уровень и на мировой сцене, в частности, в командных выступлениях. Этот уровень крайне сложно поддерживать, потому что требования к командам высоки, особенно в России, а выступать в группе всегда сложнее. Мы начинали с команды — это путь, который должен пройти каждый: ты начинаешь в команде, сражаешься, тебя начинают узнавать, и дальше ты продолжаешь уже сам по себе. В последние годы би-бои пытаются пройти этот путь по короткой тропинке, сразу пробиваясь в сольные соревнования.

Возвращаясь к моей мысли — требования к командным выступлениям в России очень велики, потому что танцоры очень высоко поднимают планку. Российские танцоры определенно в высшей лиге игроков.

А кто самые сильные танцоры в мире?

Ронни: Я бы сказал, что топ-6 стран это: Франция, Корея, Япония, Бразилия, Америка и Россия. На любом большом событии выигрывает одна из них. В последнее время к списку присоединяется Голландия.

Брейк-данс в представлении многих — это что-то из прошлого, что-то из 90-х. Каким вы видите настоящее и будущее этого направления? Остается ли оно актуальным и популярным?

Лилу: Мне кажется, что это направление все еще довольно популярно, возможно, даже более популярно чем раньше, потому что сейчас оно получает намного бОльшее освещение в медиа, становится инфоповодом и предметом для обсуждения в интернете. Я вижу танцующих би-боев повсюду, сейчас намного больше соревнований, этот процесс постоянно развивается.

То есть в будущем вы видите еще бОльшее развитие?

Ронни: Нынешнее поколение с доступом к медиа и соцсетям помогает распространять слово о би-боях, все больше выводя его из потемок. Я только вчера рассказывал Лилу, что впервые увидел музыкальное видео с би-боем где-то в 97 году и тогда я был поражен — это было в середине 90х. В 80-х этот танец можно было увидеть только на улицах и клубах, а сейчас би-бои повсюду — в рекламе, кино, музыкальных видео. Недавно вышел фильм «Battle of the year» и «Top-9» появляются в этом фильме*, Лилу и я тоже снимались в фильмах. Таким образом, брейк-данс всегда присутствует в танцевальном сообществе, каждый раз, когда речь заходит о танцах, би-боинг всегда будет там.


* «Battle of the year» — самый главный и популярный всемирный чемпионат по брейк-дансу.

«Top-9» — всемирно известная брейкданс-команда из России, побеждавшая в этом конкурсе.


Изменяется ли сам танец с течением времени?

Ронни: Да, конечно, происходит постоянная эволюция танца, он все время развивается благодаря постоянным соревнованиям. Когда би-боинг только зарождался в 80-е, он был частью культуры, тусовки, походов в клуб — соревнования, т.н. «баттлы», не были столь распространены. А сейчас видна довольно четкая разница между искусством танца и спортом. Соревнования — это, конечно, спорт.

А для тебя это спорт или искусство?

Ронни: И то, и то — баланс. С точки зрения того, что на соревнованиях присутствуют судьи — это спорт. С другой стороны, идея арт-формы никуда не исчезает, и многие би-бои не участвуют в соревнованиях, а просто выступают. Здесь, как и во многом другом, есть разделение на мейнстрим и андерграунд. Мейнстрим — это то, что происходит на соревнованиях, андерграунд — это место, где танец развивается как форма искусства.

Как сделать свой стиль и танец уникальным, что отличает оригинального танцора?

Ронни: Сегодня это очень сложно! Наше поколение было в каком-то смысле потерянным: когда мы росли, не было никакого «Youtube», так что мы были практически вынуждены развивать свой собственный стиль. Тогда можно было легко определить национальность танцора по его стилю. Сегодня же научиться танцевать можно за 2 года, просто изучая видео в Интернете — и очень сложно сказать, откуда танцор, потому что он перенимает понемногу отовсюду. Плюс — можно преуспеть очень быстро. Минус — у многих современных танцоров нет своего стиля.

Что же нужно сделать, чтобы развить этот стиль?

Ронни: Ммм…я думаю, это некий баланс. Что ты думаешь, Лилу? Что нужно, чтобы быть оригинальным танцором? Да, я думаю, что у тебя либо есть это, либо у тебя этого нет.

Лилу: Это некая смесь. Не только того, как ты двигаешься — это не сделает тебя уникальным — но еще и твоей харизмы, и характера. Так что стиль — это не только движения, но и то, кто я есть и как я преподношу свой характер на сцене. Как уже сказал Ронни, с этим «ютубом» многие би-бои выглядят одинаково. В наши славные времена не было ни интернета, ни dvd.

Ронни: Да, сейчас смотришь прошлогоднюю запись и понимаешь, что эти движения устарели и танец уже ушел далеко вперед. В наше время нам приходилось изобретать собственные движения. Но сегодняшние би-бои смотрят многочисленные видео и начинают копировать не только движения, но и манеру поведения. Мы часто выступаем в роли судей: зачастую ты сразу понимаешь, чью манеру копирует конкурсант — вот это совсем неестественно. Мой совет молодому поколению: старайтесь быть собой, не пытайтесь вести себя как кто-то еще!

Есть ли у вас некая цель, к которой вы стремитесь в своей деятельности?

Ронни: Я хочу продолжать то, что я делаю — строить сообщество танцоров в своем городе. Я организую множество соревнований, у меня и моей команды есть собственная танцевальная студия. Думаю, так сделал бы любой на моем месте. Когда становишься достаточно зрелым, то хочешь передать свой опыт молодому поколению. Но идти в ногу со временем и не отставать от молодежи тоже хочется . Именно этим мы и занимаемся — смотрим на молодых танцоров и одновременно показываем им, что мы и сами еще ничего!

А в более долгосрочной перспективе, когда вы будете на пенсии?

Ронни: Так или иначе я хотел бы остаться в танцевальной теме — руководить студией, учить, организовывать мероприятия. То, что мы сейчас делаем, позволяет изменить отношение к би-боингу: люди часто не воспринимают этих танцоров как профессионалов, и мы работаем над тем, чтобы изменить это мнение. Мы доказываем мейнстрим-аудитории, что это такое же занятие и труд, способный приносить деньги и развитие. Я даже однажды читал на эту тему лекцию в университете!