Вы когда-нибудь задумывались, как делаются настоящие танцевальные шоу, участие в которых принимают топовые танцоры и хореографы страны? Как же готовятся эти потрясающие номера, в буквальном смысле взрывая эмоциями зрительный зал?
За этими, казалось бы, короткими, в среднем 3-х минутными выступлениями, скрываются многочасовые репетиции, травмы, недосыпания, а главное работа, требующая к себе серьезного подхода: от продумывания многочисленных «фишек» до деталей костюма.
На примере популярного фестиваля современного танца United Dance Open мы расскажем вам, как создаются настоящие шоу. Для этого редакция VashDosug.ru пообщалась с топовыми командами — победителями прошлых лет UDO: Абзац Crew и 158 Crew, ведущими хореографами России: Гургеном Манукяном и Евгенией Секериной, а также со-организатором фестиваля и директором по развитию и международным связям HHI-Russia Марией Будолак.
Досье:
- Абзац Crew — Чемпионы United Dance Open 2012
- 158 Crew — Чемпионы United Dance Open 2013
- Гурген Манукян — Руководитель-хореограф танцевальной школы Street Masters и топовых команд-победителей престижных соревнований России, Европы и Америки: 158, Super Girls, 8FM.
- Евгения Секерина — Руководитель студии и команды I Like That, чемпионов United Dance Open 2013 в категории Unformat. Топовый хореограф и танцор России.
- Мария Будолак — Со-организатор фестиваля United Dance Open, директор по развитию и международным связям HHI-Russia.
О фестивале
— Мария, здравствуйте! Фестиваль UDO — одно из самых громких танцевальных событий России. Расскажите о нем, пожалуйста.
Мария Будолак: Поскольку фестиваль задумывался как некая платформа, где каждый танцор может проявить себя и показать свои возможности, то мы старались сделать его достаточно разнообразным: от сольных категорий, дуэтов и четверок по разным направлениям до групповых категорий, где одновременно на сцену могут выйти до 50 человек. У каждой категории есть свои критерии, особенности и градации по возрасту и опыту участников. Также есть групповая номинация Unformat, где практически отсутствуют ограничения, а основным критерием здесь является сила оказанного на судей впечатления.
— А как изначально разрабатывалась концепция UDO?
Мария Будолак: Мы основывались исключительно на собственном опыте и понимании, каким должно быть качественное танцевальное шоу. Я и мой партнер Артемий Манукян, а также другие члены оргкомитета команды UDO, являемся танцорами с многолетним стажем, поэтому и ориентировались мы на важные вещи именно для танцоров. Возможно, в этом и есть успех мероприятия.
Конечно, с тех самых пор прошло почти 10 лет. За эти годы фестиваль стал работать с иностранными брендами и потихоньку привносил все новые и новые детали, которые были почерпнуты из опыта сотрудничества с заграничными танцевальными мероприятиями.
— Есть ли у United Dance Open, так сказать, «миссия»? Иными словами: какова главная цель фестиваля?
Мария Будолак: Да, миссия, безусловно, есть. Мы открываем молодым, талантливым танцорам дорогу в танцевальную сферу и на международную арену. Благодаря нам многие начинающие команды смогли побывать в других странах, представляя Россию на престижных международных соревнованиях. На нашем фестивале они не только соревнуются, но и учатся быть профессионалами. Именно поэтому, в рамках мероприятия, проводятся мастер-классы от именитых хореографов США и Европы, а также мы всегда просим судей дать письменные рекомендации для каждой из просмотренных команд. Полученные знания и рекомендации способствуют росту танцоров в частности и уровню танцевальной сферы в России в целом.
Подготовка номера
— Как проходит процесс создания номера?
Евгения Секерина: Процесс подготовки у всех проходит по-разному. Многое зависит от уровня танцоров команды. Идея рождается потихоньку, когда много думаешь об этом, возможно и просто едешь в метро, слушая музыку. Здесь необходимо вдохновение, определенная музыка и настрой.
Выбор музыки — вообще неотъемлемая часть успеха. А выбираю я ее по принципу: слушаю, супер-вдохновляюсь и вижу, как это будет на сцене.
Костюмы продумываются командой, в затруднительных ситуациях последнее слово за мной.
Абзац Crew (Игорь Соловьев): Все достаточно просто. Сначала мы выбираем музыку, а потом уже придумываем образ и хореографию. Обязательных элементов в номерах у нас нет. Мы просто даем простор своему творчеству.
158 Crew (Максим Саблин): В основном подготовкой номеров и костюмами занимается наш тренер — Гурген Манукян. Иногда мы тоже помогаем ему и предлагаем свои варианты.
Гурген Манукян: Все начинается с цели и то, к какому из мероприятий мы готовимся. В начале продумывается идея, концепция и образ команды. Далее я перехожу к подбору музыки, она обязательно должна меня вдохновлять, хореографии, трюкам и своим «фишкам».
Что касается образа, если говорить на примере команды 158, то здесь имидж давно определен, и мы стараемся придерживаться его, лишь иногда меняя детали.
— Сколько времени уходит на подготовку к шоу?
Евгения Секерина: Времени у нас уходит минимум месяц. Командная работа происходит под руководством одного человека, тренировки 3 раза в неделю. Бывают, конечно, и ночные, иначе всех работающих, учащихся и вечно занятых тяжело собрать вместе, но я стараюсь свести их на нет и все успевать в адекватное для людей время, потому что ночные нагрузки очень вредны для здоровья танцоров.
Абзац Crew (Игорь Соловьев): У нашей команды всегда, даже вне подготовки, на репетиции уходит по 10 часов в неделю. Единственное, что в преддверии соревнований больший упор делается именно на него.
158 Crew (Максим Саблин): 158 Crew вообще репетирует часто, а за 14 дней до соревнований тренировки проходят по 6 раз в неделю. Залог хорошей тренировки — дисциплина, которую мы стараемся поддерживать изо дня в день.
Гурген Манукян: Да, репетиции и вправду проходят по 6 дней в неделю, однако на разводку номера и его отработку уходит около 2-х месяцев.
— Каким должен быть номер, чтобы он получил первое место?
Гурген Манукян: Конкретных параметров наверное не существует. Здесь должен присутствовать вкус и интуиция. Всегда нужно проводить общий мониторинг международных тенденций, ну и, конечно же, без любви к хип-хоп культуре здесь не обойтись.
Абзац Crew (Игорь Соловьев): Для первого места номер должен быть сверхчетким, отработанным до мелочей, а главное, он должен удовлетворять требования регламента.
158 Crew (Максим Саблин): Главное, чтобы выступление смотрелось на одном дыхании.
Евгения Секерина: Номер должен быть чистым, ярким, со своей изюминкой, фишками, энергетикой, техникой, хорошими костюмами и, естественно, идеей.
Судейство
— По какому принципу выбираются судьи?
Мария Будолак: Все наши хэдлайнеры подбираются по ряду очень четких и жестких критериев. Во-первых, это должны быть люди с большим опытом и значительным багажом знаний в своей сфере, во-вторых, они должны быть знамениты и уважаемы, в-третьих, они должны быть носителями стилей Hip Hop, House, Locking, Popping, Waacking.
Несмотря на то, что мы с уважением относимся ко всем талантливым танцорам и хореографам, работать предпочитаем с мэтрами. Нам очень важно сохранить хип-хоп культуру для новых поколений.
— На что опираются судьи, оценивая тот или иной номер?
Мария Будолак: У нас есть базовые вещи, на которые опираются судьи практически в любой категории: Skills — мастерство исполнения, Performance — идея номера, костюмов, музыкальная подборка или просто креатив и находчивость танцора при сольном исполнении, Street Presentation — уличная подача, аутентичный стиль.
— Всегда ли оценка объективна?
Евгения Секерина: Я считаю, что танцы, в принципе, вещь не объективная. Это тебе не бег, где с точностью до сотых определяют победителя. В танцах одним нравится одно, другим — другое. Поэтому и в чемпионатах, проходящих рядом по датам, одинаковым составом команд и разными судьями, всегда разные победители. Но как говорится, победителей не судят. Достойных команд сейчас много, поэтому судьям тоже непросто, но они стараются выбирать лучших на из взгляд, а мы это уважаем.
Гурген Манукян: Нам не всегда бывает понятна оценка судей, но на то они и судьи, чтобы судить.
— А за что могут снять баллы?
Абзац Crew (Игорь Соловьев): Если брать во внимание главные ошибки, то это отсутствие эмоций, «грязная» и не отработанная хореография, а также неподготовленные должным образом трюки.
158 Crew (Максим Саблин): Да, а еще судьи могут снять баллы, к примеру, за нецензурные движения на сцене или потерю предмета.
О победителях
— Возможно ли еще до соревнований определить победителя?
Абзац Crew (Игорь Соловьев): В любых соревнованиях есть свои фавориты, но как показала практика, всегда есть темная лошадка, готовая внезапно выстрелить, поэтому однозначно говорить о победителе до начала соревнований не имеет смысла.
158 Crew (Максим Саблин): Согласен, результат можно предсказать только после просмотра номера. Танцевальные соревнования тем и интересны, что лидеры постоянно меняются. Каждый год появляются новые команды. Но также существуют и те, которые постоянно держатся в топе.