Фильмы, которые игнорируются массовым кинопрокатом. Уникальные режиссерские работы, которые хочется обсуждать. Аудитория, предпочитающая интеллектуальный досуг. Все это – новый киноклуб «Нефть», открывшийся в Ярославле на площадке ДК «Нефтяник». Автор проекта и руководитель киноклуба Андрей Алексеев рассказал нашему журналу – что, как, зачем, когда и кому все это нужно…

- Андрей, на открытии ты сказал, что киноклуб «Нефть» – это попытка вернуться к кино как к искусству, а не сфере бизнеса. Но разве данный стартап – не попытка сделать из искусства бизнес?

- В наше время искусству выжить без поддержки бизнеса очень сложно. Но киноклуб «Нефть» – это все-таки не в чистом виде бизнес, именно поэтому у нас не будет заоблачных цен на билеты. Цель нашей команды – предложить значимую культурную идею, которая стала бы еще и коммерчески успешным проектом. Мы рискнем доказать, что соединение бизнеса и искусства возможно!

- Может быть, однажды альтернативное искусство станет мейнстримом?

- Думаю, со временем так и случится. Сам факт, что альтернативное кино востребовано зрителем, означает, что данное направление имеет основания для жизни, что это не просто искусство, которое интересно какому-то узкому кругу специалистов, что оно имеет зрительскую поддержку, пусть и не самую широкую. В Ярославле, по нашим оценкам, альтернативное кино интересно примерно пяти тысячам человек. Есть «наш» зритель и в ближайших регионах, скажем, на эксклюзивный показ фильма-концерта или Милен Фармер могут приехать люди из Иванова, Рыбинска, Костромы. Это доказал мой опыт работы в качестве арт-директора кинотеатра «Родина».

- Сегодня, когда почти любой фильм можно найти в Сети, стоит усилий – вытащить людей в кинотеатр. Тем более когда он на окраине города. Кроме того, клуб должен выдерживать конкуренцию не только и не столько с кинотеатрами, сколько с другими развлечениями, с теми же торговыми центрами, в которых люди привыкли проводить свободное время. Как планируется привлекать зрителей в «Нефть»?

- Я не могу согласиться, что ДК «Нефтяник» – это «на окраине»! В Ярославле есть районы гораздо более изолированные от центра. Но, конечно, должно быть что-то, ради чего люди поедут сюда. Во-первых, мы предлагаем уникальный контент: показываем то, что больше нигде нельзя увидеть, нечто эксклюзивное. Во-вторых, это – атмосфера: в небольшом киноклубе у людей создается ощущение, что они словно у себя дома, в кругу единомышленников, с кем можно обсудить увиденное. Такое живое общение мало что заменит.

- Попытка показывать альтернативное кино предпринималась в «Родине». Но это оказалось экономически не выгодно. Почему должно получиться с клубом «Нефть»?

- В большом кинотеатре очень сложно трансформировать расписание, подстраивать его под какие-то небольшие проекты. Но даже в кинотеатре «Родина» это получалось – глобальных провалов не было, а в ряде случаев был просто аншлаг, например, на показах Манхэттенского фестиваля короткометражных фильмов, на показе концерта Muse или на фильме «Шапито-шоу». Посещаемость первых недель в киноклубе «Нефть» вполне удовлетворительная, учитывая, что мы показывали картины, которые уже можно скачать в Интернете! Тем не менее в широкий прокат они не попали, и поэтому были интересны зрителю, предпочитающему смотреть кино на большом экране.

- Как будет формироваться репертуар нового киноклуба?

- Мы будем показывать фестивальное кино, документальные и короткометражные фильмы, ретро-картины, концерты, мюзиклы, оперы, киноверсии спектаклей – то есть все то, что не попадает в массовый прокат. В том числе то, что «по политическим соображениям» боятся показывать некоторые кинотеатры, например, фильм о Ходорковском. Если у киноленты будет прокатное удостоверение, то мы покажем ее, никакой цензуры в клубе быть не может.Фестивали типа Манхэттенского по-прежнему будут идти в кинотеатре «Родина», а у нас – наиболее интересные и редкие из фестивальных подборок. А такие фильмы, как, скажем, «Написано С.Д.» Романа Либерова, переедут на площадку «Нефти». Кстати, в мае мы собираемся показать картину Либерова об Иосифе Бродском. Она снята два года назад, но на большом экране в Ярославле ее никто не видел. Фильм представит сам режиссер. Почитаем стихи Бродского после просмотра. Кстати, встречи с кинорежиссерами, актерами, а также обсуждения фильмов с критиками будут постоянной составляющей нашего клуба. Тем более что здесь можно выстраивать расписание, довольно свободно передвигая время показа.

- Что за ретро-кино планируется показывать? И что из себя представляют киноспектакли?

- По средам у нас будет идти линейка ретро-картин в рамках проекта «Ретро-среда». Мы будем демонстрировать советские и зарубежные фильмы 1930-90-х годов. В частности, в мае зрителей ждет «Сочинение ко Дню Победы» Сергея Урсуляка и прекраснейший американский мюзикл 1968 года «Смешная девчонка». Перед началом просмотра планируем рассказывать об истории создания картины, а если будет потребность – устраивать еще и обсуждение после показа. Киноспектакли – это абсолютно эксклюзивная вещь! Только в нашем клубе можно будет увидеть подобное. Киноверсии спектаклей – это постановки лучших европейских театров, которые сняты с нескольких камер и потом смонтированы в потрясающие фильмы! В частности, в мае покажем «Двенадцатую ночь» со Стивеном Фраем в главной роли, а также «Загадочное ночное убийство собаки».

- Российские законодатели выступают с инициативой – сократить количество иностранных фильмов в прокате. Если такое случится, сможет ли «Нефть» наполнить репертуар?

- …Мы надеемся, что такого все-таки не случится: большую часть дохода кинопрокату сегодня приносят именно западные картины, и доходы от сборов уже несколько лет превышают миллиард долларов в год! Думаю, никто не станет отказываться от таких денег. Но если подобное все-таки случится… конечно, будет нелегко. Скажем, у нас просто нет фильмов-концертов уровня Queen или Милен Фармер. Есть, например, запись шоу Шевчука ДДТ «Небо под сердцем» или фильм «Зеленый театр» в Земфире», который, скорее, можно отнести к жанру кино-эссе. Но эти вещи появляются раз в пять лет. Тем не менее у нас достаточно запасов русского кино. Да и новые ленты выходят. В апреле мы показали фильм Александра Митты «Шагал – Малевич», ленту «Иуда» по Л.Андрееву, картину о Марине Цветаевой «Зеркала» – все это новинки сезона. В мае планируем представить фильм «Параджанов». На удивление, у нас снимается немало хороших фильмов! Они не доходят до широкого проката, поскольку априори считаются коммерчески не успешными. Но мы знаем, что аудитория у такого кино есть!