Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления – находятся в ведении Ярославского музея-заповедника. В год своего 150-летия музей предлагает цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Раз в месяц, с апреля по сентябрь, ведущие специалисты музея-заповедника непосредственно в храме рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.
Автор очередной экскурсии – специалист по сохранности объектов культурного наследия Ярославского музея-заповедника Елена Федорычева – представила церковь Николы Надеина. Это первый посадский храм города, в котором сохранились созданный Федором Волковым резной иконостас и росписи в европейском стиле…
Церковь Николы Надеина возведена в 1620-1622 годы на средства и по заказу ярославского купца Епифания Светешникова. Его мирское имя – Надея вошло в наименование церкви. Вообще, Святой Николай был чрезвычайно популярен в купеческом Ярославле – главному заступнику путешествующих и торгующих было посвящено около десяти храмов. В названии большинства из них указывалось место расположения. Николонадеинский храм – единственный в нашем городе, в названии которого увековечено имя основателя.
Церковь Николы Надеина стала первым каменным посадским храмом Ярославля. В XVI столетии город был практически деревянным. В XVII веке ситуация кардинально изменилась – в это время было построено порядка пятидесяти каменных церквей. В большинстве своем они возводились на деньги ярославских посадских людей – сначала богатых купцов, затем городских сообществ.
Первым из храмоздателей стал Надея Светешников. Личность по своим масштабам фантастическая, человек смелый, дерзкий и предприимчивый. Во время Смуты Надея Светешников вместе с другими купцами активно поддерживал ополчение Минина и Пожарского, организовал в Ярославле производство оружия. Он входил в Ярославский земский совет, фактически выполнявший роль временного русского правительства весной-летом 1612 года.
За поддержку новой династии в числе первых ярославских купцов Светешников получил звание государева гостя. Это давало ряд привилегий: право покупать и передавать по наследству землю, свободно ездить за границу по торговым делам, получать льготы при уплате пошлин и многое другое. При этом, конечно, государев гость нес тяжелую, иногда даже разорительную службу. Но оборотистость и деловая хватка позволили Надее Светешникову успешно выполнять государственные поручения и стать одним из самых богатых и влиятельных людей не только Ярославля, но и всей России.
Тем не менее жизнь Светешникова закончилась трагически. В результате крупной неудачной операции он оказался в числе несостоятельных должников и был поставлен на правёж – так называлось наказание, заключавшееся в периодическом избиении обвиняемого батогами по икрам. Правеж продолжался, пока должник не находил средств для погашения долга.
В случае с Надеей Светешниковым цель наказания, очевидно, заключалась не только в выбивании денег. На престол вступил новый царь, уже не нуждавшийся в прямой поддержке купечества. Участь недавно столь всесильного купца явно демонстрировала представителям делового мира их истинное место в новом государстве.
Светешников, будучи уже весьма немолодым, умер на правеже, скорее, не выдержав публичного позора, а не суровости мучений.
Свой приходской храм Надея Светешников возводил, ориентируясь не на скромные одноглавые церковки, а на городовые соборы XVI столетия. Поэтому храм получился весьма монументальным. Мастера, строившие его, неизвестны. Предполагается, что церковь возведена московской артелью.
Современный вид храма не дает представление о его первоначальном облике, поскольку на протяжении своего существования он неоднократно переделывался. Изначальный вид церкви реконструировала специалист Элла Добровольская – сделанный ею макет запечатлен на фотографии. Мы видим, что храм был пятиглавым, с открытой галереей южного фасада, с колокольней – ниже той, что сегодня.
Первый цикл перестроек здания пришелся на конец XVII века. Были расширены окна главного храма, заложены арки галерей, пристроен южный придел, над колокольней был надстроен высокий восьмигранный ярус звона, украшенный яркими изразцами. Очевидно, работы были вызваны желанием приспособить церковь к вкусам и требованиям нового времени. Позже храм переделывали еще несколько раз.
Вся церковь была расписана в один сезон – с июля по октябрь 1640 года – двадцатью иконописцами из Костромы, Москвы, Ярославля и Нижнего Новгорода. Их имена сохранило летописное клеймо юго-западного столпа. Руководитель артели – костромич Иоаким Агеев Елепников, более известный под прозвищем Любим Агеев – был одним из ведущих мастеров стенописи первой половины XVII века.
Церковь Николы Надеина возводилась на месте деревянной церкви Благовещения. По традиции при перестройке храма соблюдалась преемственность посвящения престолов. Но, очевидно, по желанию заказчика Надеи Светешникова традиция была нарушена, и главный престол освятили в честь святого Николая Мирликийского. А главной темой росписей центрального храма стало житие и деяния святого Николая, что также нарушало древние традиции.
Первая роспись, как и положено, запечатлевает рождение святого – тот момент, когда согласно житию сразу после появления на свет младенец стоял уже своими ножками в купели при омовении. На других росписях отражены процесс учения Николая, возведение в сан, путешествие к святыням в Иерусалим, совершенные им при жизни чудеса. Первый цикл заканчивается смертью святого. В следующем цикле росписей запечатлены посмертные чудеса, а также история перенесения мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Бари.
Из-за того, что житие Николая Мирликийского заняло все стены центрального храма, не осталось места ни сюжету Сотворения мира, ни сюжету Страшного суда – их вынесли на другие стены церкви.
Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском церковном искусстве. Он сменил первоначальный в 1751 году. Выполнен по рисунку и при участии основателя первого общедоступного театра Федора Волкова, который был прихожанином церкви Николы Надеина.
Вместе со своими товарищами – актерами самодеятельной труппы – Волков строит алтарную преграду очень «театрально». Сложная конструкция рассчитана на эффект, на то, чтобы вызвать удивление. Царские врата решены как театральная мизансцена. Балдахин – словно занавес. Вырезанные фигуры наверху напоминают сценические декорации. Все это продиктовано не только волей авторов, но и стилем барокко, в котором выполнялся данный иконостас. Считается, что образцом для мастеров служил Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Но ярославский вариант получился намного камернее, провинциальнее и теплее.
Сегодня иконостас церкви Николы Надеина – единственный в России пример барочного иконостаса, сохранившийся до наших дней в своем первоначальном виде, без поздних поновлений.
Иконы, составляющие иконостас церкви Николы Надеина, были написаны также в середине XVIII века. Они относятся уже к искусству нового времени. Это пример абсолютно европейской иконографии в ярославском искусстве.
В настоящее время росписи центрального храма церкви Николы Надеина закрыты поздними записями. Только в Благовещенском приделе закончена реставрация, раскрывшая первоначальную живопись. И теперь, например, сюжет Сотворения мира мы видим таким, каким его видели самые первые прихожане храма…