Каждое лето Фестиваль уличных театров, основательно прописавшийся в Ярославле, дарит необыкновенные встречи. Улицы города на несколько дней превращаются в сценические площадки, на которых артисты играют самые разные роли – от ангелов до шутов. Став частью этого карнавала, легко и просто завести новые знакомства и поговорить обо всем на свете с кем только пожелаешь. Например, с клоуном…
Нынешний Фестиваль уличных театров, который прошел с 13 по 15 июня, собрал не так много участников по сравнению с предыдущими годами. Российскую географию – Москва, Питер, Нижний Новгород, Пермь – дополнил лишь белорусский город Могилёв. Но сложившаяся камерная атмосфера, пожалуй, сделала фестиваль более домашним и теплым.
Открытием для зрителей стали клоуны-мимы «Театра Марсо» из Перми. Вместе с детьми они устроили на Первомайском бульваре свой маленький праздник под названием «ШоуСмешоу», где каждому ребенку можно было примерить на себя роль артиста или танцора, а взрослым – на время перенестись в детство и позволить себе немного подурачиться. В финале участники загадывали желания, запуская в небо огромные летающие шары.
Главную роль в представлении сыграл создатель и руководитель «Театра Марсо» – артист эксцентрической хореографии и пантомимы, педагог и режиссер Виктор Никонов. Свой театр он назвал в честь великого французского мима ХХ века Марселя Марсо, традициям которого следует в собственном творчестве.
Виктор, клоуны вашего театра совершенно не похожи на современных цирковых шутов и паяцев, развлекающих толпу глупыми шутками…
Настоящая клоунада – это не юмор ниже пояса, не унижение друг друга и не кривлянье. Клоуны всегда отдают добро, радость, энергию. А за их шутками должны чувствоваться глубина и понимание жизни… Для меня эталоном жанра служит французская клоунесса и мим Лаура Хёртс. Она захватывает зрителя запредельной эксцентричностью, иногда на грани фола, доводит юмор до такого состояния, когда еще чуть-чуть – и можно впасть в пошлость (но она никогда не переходит эту грань!). И обязательно, всегда неожиданно(!) она вносит такую щемящую нотку, что у зрителя сами собой текут слезы.
Как давно существует ваш «Театр Марсо»?
Долгое время я работал в жанре пантомимы в разных театрах, на эстраде, гастролировал с Росконцертом. Ставил танцы, массовые и трюковые сцены в кино. А в 1990-е создал в Перми театр мим-клоунады «Цуцики». Мы ставили сольные спектакли и представления. Театр просуществовал лет десять, потом многие артисты уехали – кто за границу, кто в Москву, и эта история закончилась. Я думал заниматься только педагогикой. Но пять лет назад не выдержал – основал школу пантомимы при цирке в Перми, а после с лучшими ее выпускниками создал новый коллектив «Театр Марсо».
Вы работаете только в жанре уличного театра?
Нет. Я вообще готовил артистов к пластической пантомиме, к жанру эксцентрики, мим-клоунаде для работы на сцене. Мы не собирались выходить на улицу. Но однажды нас пригласили выступить на Дне города. А это, по большому счету, площадное искусство. У нас все удачно получилось, и мы заинтересовались таким видом представлений. Я поставил уже настоящий уличный спектакль «Ура! Дуралеи!». Два года как мы показываем его на площадях в больших городах, куда нас приглашают с гастролями. Планировали сыграть этот спектакль и на ярославском фестивале, но, к сожалению, у артиста, занятого в одной из главных ролей, буквально накануне случилось несчастье в семье.
Чем вас так зацепил уличный театр?
Конечно, атмосферой, этим единением, контактом с публикой, которого нет ни в одном другом виде искусства. Философия площадного театра – возможность моментальной импровизации, когда вот здесь, сейчас, сию минуту рождается что-то. Для настоящего актера – это рай!
Уличный театр – это в том числе и случайные зрители. А вкусы массовой публики зачастую невзыскательны. Насколько вы независимы от пристрастий и желаний толпы?
Я, конечно же, прекрасно понимаю, что на улице нужно приложить усилия, чтобы увлечь зрителя. Надо уметь рассмешить публику, понравиться ей. То есть создать сначала форму. А потом уже потихоньку вкладывать что-то светлое и доброе в души. Это обязательно нужно делать! Но не в лоб! Не прямо! А в форме ассоциаций. Многие артисты, называющие себя клоунами, выходят, чтобы просто развеселить зрителя, и на этом останавливаются. То есть форма есть, а содержания нет. Мне это неинтересно. Даже в нашем «ШоуСмешоу» мы вносим лирическую ноту – миниатюру, в которой два клоуна пытаются отнять друг у друга шарик, а в финале этот маленький шарик становится символом чего-то большего, чем вещь, которой хотят обладать.
Настоящий клоун в вашем понимании – это кто?
Это философ. Клоун должен все видеть, все понимать, и в форме красивой обертки, какой-то бесшабашной эксцентрики подавать самые серьезные темы. Настоящий клоун говорит об очень важных, глубоких, порой даже грустных вещах. И затрагивает самые тонкие струны в душе человека.