Пока идут споры о том, является ли стрит-арт искусством в принципе, само это направление прочно заняло свою нишу. С территории улиц стрит-арт перебирается на холсты. А оформленные в обычные рамы произведения уличных художников занимают место в галереях и собраниях коллекционеров.

Несколько лет назад к показу работ стрит-арта приобщились и отели. Как утверждают специалисты гостиничного бизнеса, на Западе подобные выставки служат дополнительным способом привлечения клиентов! Следуя модному тренду, сеть отелей Ibis запустила проект для поклонников уличной культуры – в российских городах, где представлен этот гостиничный бренд, проводятся выставки одного из наиболее известных в нашей стране стрит-арт художников Миши Most. Ярославль включился в данный марафон в середине июля. Любой желающий может посмотреть на работы Миши Most до 1 августа включительно.

На открытии автор ответил на несколько вопросов нашего издания. 

Почему вы выбрали для себя такое творческое имя – Миша Most?

Как любому граффитчику мне нужен был псевдоним. С одной стороны, понравилось сочетание этих двух слов, сами буквы, их графика. С другой стороны, важно значение слова Most – «самый». Оно дает возможность придумывать разные толкования, например, самый разыскиваемый…

Какое образование нужно иметь, чтобы стать стрит-арт художником?

Главное – не надо учиться на художника. Академические рамки останавливают ту спонтанность и экспрессию, которые необходимы, если ты выходишь рисовать на улицу. Надо просто иметь смелость и желание что-то делать. Одной из составляющих стрит-арта всегда было хулиганство. Вообще, не все, кто выходит рисовать на улицу – художники, многие – просто хулиганы. Я тоже в какой-то мере хулиган, в соотношении где-то 50 на 50. Главное же в стрит-арте – месседж, некий посыл. Если есть какая-то идея и она может быть интересна другим – этого достаточно, чтобы пойти на улицу и начать рисовать.

Тем не менее образование у вас есть – вы учитель географии и английского языка. Этот факт биографии как-то отражается на том, чем вы занимаетесь сегодня?

Возможно, поскольку география включает изучение социально-экономических вопросов. Но я и так всегда интересовался политикой, тем, что происходит в мире, как построено общество, как развиваются разные экономики. Сегодня я довольно часто рисую земной шар. Кто его знает, может быть именно потому, что изучал географию…

А как возникла любовь к рисованию?

Просто рисовал, как все дети. На уроках в школе многие от скуки что-то рисуют. Но большинство перестают этим заниматься рано или поздно, а у меня увлечение переросло  в граффити.

Чем вас привлекла именно уличная культура?

Это был 1997 год. Я увлекался хип-хопом, рэпом. А это всегда включало присутствие граффити – желание как-то разрисовать место тусовки.

По мнению некоторых, граффити ничем не отличается от вандализма…

Настоящее граффити – всегда вандализм! Потому что это – «что хочу», «где хочу» и «как хочу». А стрит-арт – это всегда какое-то послание, желание высказаться. Хотя изначально стрит-арт – тоже что-то нелегальное, поскольку это проявление воли. Если ты идешь, спрашиваешь разрешение, и тебе говорят, что можно нарисовать, а что нельзя – в чем тогда проявление твоей «уличности»? Где свобода выражения? Когда расписывают фасады зданий – это сложно назвать стрит-артом. Да, используется стилистика уличного искусства, но это все-таки именно расписанный фасад, а не стрит-арт. Особенно, когда по заказу мэрии города, на деньги из казны города…

У вас есть какие-то авторитеты в стрит-арте, авторы, на которых вы ориентируетесь?

Нет. Есть отдельные работы отдельных авторов, которые мне близки. У того же Бэнкси я по пальцам могу пересчитать то, что мне нравится. Я бы сказал, что в целом уличные художники сформировали меня. Но не кто-то из них.

А как на вас влияет официальное признание – включение ваших работ в музейные собрания, заказы частных коллекционеров?

Уличные работы и то, что выставляется в пространстве галерей, – это разные вещи. То, что я нелегально ночами рисую, я никуда не выкладываю и не предлагаю для выставок. Это две параллельные истории.

Когда сегодня вы беретесь за какой-то проект, что вами движет?

Я хочу рассказать о том, что меня волнует в данный момент. Чаще всего это темы, связанные с будущим планеты, с каким-то коллапсом в обществе, с давлением потребительской культуры, отсутствием героев в современном мире… При этом я хочу и стилистически сделать что-то новое, каким-то образом изменить визуальное восприятие людей, сдвинуть каноны в живописи. То есть свой меседж подать так, как до меня никто не делал.

Сегодня ваши работы стали частью арт-рынка. Стал ли рынок диктовать вам – что делать и как делать?

Нет. Работая на заказ, я, конечно, делаю то, что просят. В таких случаях, кстати, я часто не подписываю работы. Но в своем творческом эксперименте я свободен. Скажем, идею выставки в гостиницах Ibis мне предложили организаторы. Я работал над новыми трафаретными сериями, связанными с идеей сохранения природы и социальной ответственности. Меня всегда волновал вопрос, что будет с нашей планетой, поэтому я принял предложение. При этом мне ничего не диктовали, не ставили условий, так что ни на какие компромиссы идти не приходилось. Не знаю, как будет складываться жизнь дальше, но я бы не хотел застревать в каком-то одном стиле, перестать развиваться и делать только то, на что есть спрос.


В качестве послесловия. Миша Most родился в Москве. Стал одним из первых российских художников, работающих в направлении стрит-арт. Участник первых московских граффити-команд NoFutureForever, Parazit, «3ачем». Организатор крупных фестивалей, куратор выставок и проектов, посвященных уличному искусству, автор лекций по граффити. Участвовал в Московской биеннале современного искусства (2011, 2013) и 10-й европейской биеннале современного искусства «Манифеста» (Санкт-Петербург, 2014). Куратор проекта «Стена» на территории ЦСИ «Винзавод».