Жизнь художницы Ольги Александровой – жизнь человека, который всегда остается верен себе. Выбрав однажды профессию художника – вопреки всем, включая отца-художника – она следует своему пути. Не останавливаясь. Не изменяя своему дару. Не соблазняясь другими, возможно более легкими, дорогами…
Проучившись семь лет в музыкальной школе и ни одного дня в художественной, в 18 лет Ольга решила стать художником. Лето на подготовку – и пусть не в числе первых учеников, но она была зачислена в Ярославское художественное училище. Одновременно ушла с истфака Ярославского педуниверситета после года учебы и поступила на философский факультет Санкт-Петербургского университета.
В 2000 году, получив два диплома – о художественном и философском образовании – отправилась путешествовать по Европе. Новые знакомства обернулись предложениями о сотрудничестве. В частности, Ольга создала серию рисунков для одной компании в Люксембурге, и владельцы предложили ей в течение года поучиться живописи за их счет в любой из европейских стран. Недолго думая, она выбрала Париж – Мекку для любого художника. Окончила факультет искусств университета Paris VIII, поработала в Международном городке искусств на Монмартре. Затем – дизайнером, журналистом и редактором приложения к газете «Русская мысль» – «Париж-Инфо».
Сегодня Ольга с мужем и двумя сыновьями живет в пригороде Парижа – небольшом городке Мо. В основном занимается графикой и эмалями. И время от времени привозит свои работы в родной город. На днях ее выставка графики открылась в зале Союза художников. Это событие и стало поводом для интервью.
Ольга, на новой выставке представлена исключительно графика. Значит ли это, что другие направления, в частности эмаль, отошли на второй план?
Мне по-прежнему интересны и эмаль, и живопись, но уже несколько лет графика занимает одно из главных мест в моем творчестве. Все техники в графике увлекательны для меня – я писала тушью, использовала сепию, гелевые ручки, карандаши, пастель, восковые мелки, смешивала разные материалы… Представить в одном пространстве работы, созданные в разное время, для разных серий, в разной технике, и посмотреть на них несколько ретроспективным взглядом – довольно любопытный опыт для меня.
А вообще у вас есть любимые материалы?
Трудно что-то выделить. В каждой технике свои сложности и свое очарование. Каждая требует своего подхода. В работе с эмалью больше теоретического анализа: продумываешь, как и что делать, пытаешься составить некий план, но потом огонь вносит свои коррективы, и никогда нельзя предсказать результат. Графика – более живой, спонтанный процесс: кладешь какие-то штрихи, мазки на бумагу, все происходит непосредственно у тебя на глазах.
Философское и музыкальное образование каким-то образом отражается сегодня в том, что вы делаете?
Философия и музыка – это по-прежнему часть моей жизни. Когда работаю, я всегда слушаю музыку, и многое рождается во взаимодействии с ней. В зависимости от настроения это может быть классика, рок, блюз, джаз. Соответственно меняется и ритм движения, пластика линий в моих работах.
Университетское образование, книги, которые я прочла, определяют мое восприятие мира, ход мыслей. Сегодня я, конечно, так не поглощена философскими трактатами, но все равно продолжаю читать какие-то эссе, перечитываю то, что уже забылось со студенческих времен, сверяю сегодняшние свои размышления с прежними.
Как вы формулируете для себя: в чем смысл творчества?
На протяжении жизни бывают разные этапы, и иногда какие-то бытовые заботы полностью тебя поглощают. Но вдруг в какой-то момент возникает ощущение, что вот если сейчас не пойду, грубо говоря, не порисую, то просто не смогу дальше жить. Мой старший сын, Ярослав, немного рисует, и как-то он сказал: «Мама, знаешь почему мы с тобой художники? Потому что, как только мы закончили один рисунок, нам уже сразу хочется рисовать новый». Творчество – это не то чтобы физическая потребность или смысл жизни. Но это лучший способ почувствовать, что твоя жизнь наполнена. Конечно, есть семья, муж, дети. Я не занимаюсь 24 часа в сутки творчеством. Хотя хотела бы! Но творчество – совершенно отдельная сторона жизни, это и возможность перейти в другую реальность, это и способ выживания иногда.
Как художник вы востребованы во Франции?
В основном я занимаюсь творчеством. Иногда даю частные уроки. Не скажу, что я обеспечиваю все свои материальные потребности за счет занятий искусством. Тем не менее есть какие-то проекты, заказы, мои работы время от времени продаются. Но, конечно, жить только творчеством во Франции сложно.
А вообще, насколько во Франции легко или трудно состояться художнику? Особенно если начинать с нуля.
Я думаю, художнику везде сложно. Очень жесткая конкуренция. Надо уметь не только что-то делать, но и себя рекламировать, знать механизмы продвижения на рынке искусства. Приходится выстраивать отношения с галеристами, арт-дилерами. Нужно регулярно участвовать в салонах, выставках. И все это очень сложно, все стоит денег. Нужны средства для того, чтобы создать работы в соответствии с требованиями галеристов, оформить их, подать заявку, внести денежный взнос за участие. Чтоб сразу заметили, стали покупать твои произведения – редкая удача. В моей жизни все строилось на каких-то случайных встречах, знакомствах. Проходили небольшие выставки в галереях, продавались какие-то произведения. Потом наступало затишье. Я переживала: что же дальше? Вдруг опять какой-то новый всплеск, интерес к моему творчеству. В галереи очень трудно пробиться: они не заинтересованы в новых именах, им достаточно художников, чьи работы уже хорошо продаются. В этом году я, наконец, нашла возможность создать несколько больших графических работ и подать досье для участия в одном из крупнейших парижских салонов. Мои работы приняли! Неизвестно, что будет дальше, но эту задачу я решила.
Есть ли сегодня во Франции та артистическая, художественная среда, в которой может расти творческая личность?
Существует определенная мода, есть востребованные жанры, стили. Кроме того, многое зависит от критиков, журналистов, пишущих об искусстве, галеристов, которые отбирают работы для показа. В России пока еще есть возможности показать свои работы в тех же залах Союза художников, где просто регулярно проводятся выставки. Во Франции таких площадок нет. Авторы иногда платят деньги только за то, чтобы на полдня выставить где-то свои работы, чтоб их хоть кто-то увидел! Но в то же время во Франции ощущается какой-то творческий воздух. Несмотря на все сложности, жесткость жизни, мне нравится жить в такой атмосфере. Я не погружена глубоко в художественную тусовку и не так часто общаюсь с художниками, но ощущение творческой среды есть.
Вы сказали, что существует определенная мода на искусство…
Да. Скажем, мои графические работы, созданные в фигуративной, довольно реалистичной манере – долгое время не считались модными. Спрос был на абстрактное искусство. Но в последнее время тенденция изменилась. В Европу пришел большой поток китайских художников, которые очень сильны в реалистичной манере. При этом китайцы сами же создают клиентуру и за счет количества клиентов задают тенденции на арт-рынке. Для меня это оказалось удачей – я могу делать то, что мне близко. Конечно, конкуренция при этом огромная – китайцев очень много, и среди них большое количество талантливых художников, с сильной школой. Они, пожалуй, сегодня единственные, у кого есть школа, во Франции очень многие художники не владеют элементарной базой и просто не умеют рисовать! Учиться рисовать им скучно.
Что же они тогда умеют?
У них есть интересные идеи, какие-то концепции, они могут создавать инсталляции, навороченные арт-объекты, работать в очень популярном сейчас жанре видео-арта. Французские художники, которым все это близко, вполне успешны.
А искусство прошлого, классика вызывает какой-то интерес у европейцев?
Во Франции выставки – в том числе классического искусства – очень востребованы. По моим ощущениям, даже больше, чем в России. Когда проводится выставка в любом, даже провинциальном музее, людям приходится стоять часа по два в очереди, чтобы попасть в зал! Выставки во Франции делаются очень профессионально, всегда с какой-то интересной концепцией, поэтому они вызывают огромный интерес.
Вы живете во Франции уже почти треть своей жизни. Чувствуете ли вы эту страну родной?
Родной нет. Но мне хорошо там. Дело не в комфорте и уровне жизни. Конечно, я всегда скучаю по России, и хотелось бы приезжать сюда чаще, и есть проекты, связанные с Россией. Так что нельзя сказать, что я абсолютно оторвалась от корней. Но вернуться сюда не планирую. У меня есть ощущение, что во Франции я на своем месте. Я никогда не стану там «своей». Но меня это устраивает, я всегда чувствую себя несколько обособленно, где бы ни находилась. Может быть, именно поэтому мне нравится во Франции – эта страна соответствует моему мироощущению.