Каждый год палитра фестиваля «Преображение» наполняется новыми красками — приглашаются новые участники, открываются новые имена, воплощаются новые проекты. Гостем нынешнего фестиваля стал оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз». Музыканты не первый раз приезжают в Ярославль. Но впервые оркестр выступил в таком расширенном составе — больше половины его участников вышли на сцену Концертного зала имени Л.В. Собинова. Создатель и руководитель оркестра Сергей Жилин дал нашему изданию короткое интервью. Почти блиц, продолжительностью чуть меньше антракта.

Сергей Сергеевич, с годами как-то меняется ваше отношение к профессии? Чего вам хотелось, когда вы начинали свой путь? Что стало важным спустя время?

Хотелось добиться определенных вершин, создать такой коллектив, которому были бы подвластны самые разные направления, разные жанры, разные форматы. Мне что-то удалось сделать, но над многим надо продолжать работать. Сейчас, например, взялся за нашу старую джазовую программу «Посвящение Оскару Питерсону». Хочется сделать ее совершенно иной! В следующем году, если ничего не помешает, мы поедем с этой программой в Канаду, на родину Питерсона. Вот это наша очередная вершина. Так что в целом мое отношение к профессии не меняется — я все время стремлюсь чего-то добиваться.

Какую роль играют при этом успех, признание публики, слава?

Лет двадцать назад мне хотелось славы, хотелось, чтобы узнавали на улицах. А сейчас — не дай бог, если меня узнают! Сразу пытаюсь куда-то спрятаться. Сейчас слава мне не нужна. А вот успех, если он заслуженный… Если мы создали интересную программу, подготовили ее на достойном уровне — она должна пройти успешно. Иначе, конечно, мы расстроимся. Но «иначе» у нас не бывает… Мы всегда работаем по максимуму.

Вы однажды дали такое определение: «Оркестр — это прочное содружество ярких индивидуальностей». А как вам удается объединять эти яркие индивидуальности? Подчинять творческих людей своей воле?

Есть оркестровая (музыкальная, творческая — назовите как угодно) дисциплина. Ей подчиняются все — и яркие индивидуальности, и сам дирижер. И от нее никуда не денешься. Но есть сольные фрагменты в больших оркестровых программах, где музыкант делает все сам и может полностью выразить себя. У нас вообще есть отдельные программы для того или иного солиста оркестра — скажем, для альт-саксофониста, для трубача, для пианистки, — в которых конкретный музыкант играет главную роль. В таких программах солист может проявить себя не только как исполнитель, но и как аранжировщик, композитор. В сольных партиях я даю музыкантам полную свободу! Но то, что включает в себя оркестровая работа, требует дисциплины. Эта дисциплина проявляется во всем — и в том, чтобы вовремя прийти на репетицию, и в исполнении произведения. Если я аккомпанирую солисту, я должен сделать так, чтобы ему было удобно. Если мы работаем с маленькой девочкой, надо создать для нее свои условия. И это должен понимать любой профессиональный музыкант и соответствующим образом себя вести. Иначе: выходи на сцену один и делай все сам — так, как считаешь нужным. Я требую абсолютного соблюдения этих канонов. При этом я всегда рад, когда ребята приносят что-то свое, предлагают собственное видение. Потому что иначе я мог бы работать с компьютерами, зачем мне были бы нужны живые люди?

А каким образом музыкант может попасть к вам в оркестр?

Объявляется прослушивание на какие-то инструменты. Приходят музыканты, и им дается несколько заданий. Прежде всего, человек должен выучить некоторые партии по нотам и записям и прийти их сыграть. Дальше он должен исполнить подготовленную по собственному выбору пьесу на своем инструменте — рояле, бас-гитаре, трубе и так далее. И третье: непосредственно на прослушивании предлагается читка с листа оркестровых партий, музыкант должен продемонстрировать знание джазовых стандартов, джазовой музыки, владение импровизацией. Вот из этих аспектов состоит отбор.

Но во время концерта — когда видно, что музыканты и дирижер понимают друг друга с полувзгляда — складывается ощущение, что личные качества тоже важны…

Наверное, подсознательно я отбираю музыкантов и по личным качествам тоже. И совершенно точно, мы все друг друга всегда рады видеть. Мы много работаем вместе. А если так случается, то и отдыхаем вместе. Как-то были на Сахалине, и из-за нелетной погоды пришлось задержаться там на сутки. Нам устроили творческий праздничный ужин, на который все с удовольствием пришли и долго-долго вместе творчески ужинали.

Случалось ли вам уставать от музыки? Например, участие в таком проекте, как «Голос», где за один репетиционный день вы однажды сыграли 144 композиции, не убивает само творчество?

Ну, во-первых, там музыка хорошая. И разная, что интересно нам как музыкантам. Исполнители почти всегда очень интересные. Хотя, конечно, встречаются и те, кто считает, что уже многое знает и почти все умеет, — с ними тяжело, уходит много времени, а иногда и нервов. Но в основной массе люди вполне адекватные… Конечно, это сложно — играть столько произведений. Хотелось бы, чтобы их было не 90 для одной записи телепрограммы, а 25–30… Еще мне хотелось бы, чтобы оставалось больше времени самому заниматься на рояле, делать новые программы. Но у оркестра, которому вот уже почти 33 года, никогда не было никакого финансирования! Мы должны сами зарабатывать, других возможностей для существования у нас нет.

Насколько при этом рынок коммерческой музыки диктует вам, что именно исполнять?

Мы уже давно сформировали свою публику. И на наших концертах играем то, что мы хотим. Причем у нас много разных программ: «Чайковский in Jazz», «Посвящение Оскару Питерсону», James Bond Dance, «Во имя любви» (посвящение группе Earth, Wind & Fire), Pop-Jazz, сольные программы… Очень много разных направлений! Те, кто нас приглашает, имеют возможность выбирать, что предложить публике. Так что у нас есть определенная свобода.

А как вы отвечаете на вопрос, почему вообще существует музыка?

А почему театр существует? Литература? Живопись? Как можно ответить?.. Не знаю… Почему-то люди не могут без этого. Очевидно, помимо комфорта и материального благополучия, нужна какая-то пища для ума и души.


Только факты

Сергей Жилин

Пианист, дирижер, композитор, педагог. Руководитель музыкальных коллективов, объединенных общим названием «Фонограф» («Фонограф-Джаз-Трио», «Фонограф-Джаз-Бэнд», «Фонограф-Симфо-Джаз» и прочих). Заслуженный артист России (2005).

Родился 23 октября 1966 года в Москве.

Первые уроки игры на рояле получил у своей бабушки.

Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории имени П.И. Чайковского, откуда был отчислен из-за многочисленных увлечений (авиамоделизм, футбол, вокально-инструментальные ансамбли). В итоге… окончил ПТУ по специальности «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов».

Увлекся серьезно джазом и пошел учиться в студию музыкальной импровизации при ДК «Москворечье». Создал свой ансамбль «Фонограф», который впервые вышел на сцену весной 1983 года.

В 1986-м состоялось знакомство с Юрием Саульским, и тот пригласил «Фонограф» на Московский джазовый фестиваль. Через несколько лет на «Фонограф» обратил внимание руководитель и главный дирижер Президентского оркестра России Павел Овсянников и стал приглашать музыкантов на концерты и гастроли. Самым известным стало выступление в 1994 году Сергея Жилина с бывшим президентом США Биллом Клинтоном. Они вместе исполнили две джазовые композиции, с тех пор к Сергею Жилину прочно прикрепился титул: «пианист, который играл джаз с американским президентом».

Сегодня «Фонограф» — участник многочисленных российских и международных фестивалей.

В 2001 году в Ярославле на фестивале «Джаз над Волгой» музыканты «Фонографа» познакомились с джазменами из американского Берлингтона. Те пригласили их выступить на родине джаза перед американской публикой в самостоятельном качестве, а не как оркестр, сопровождающий звезду. Гастроли оказались невероятно успешными.

Особую популярность среди широкой аудитории «Фонограф» получил благодаря участию в телепроектах «Танцы со звездами», «ДОстояние РЕспублики», «Две звезды», «Голос».