Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века — ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления — находятся в ведении Ярославского музея-заповедника.

В год своего 150-летия музей предложил цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Непосредственно в храме специалисты музея-заповедника рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.

Церковь Ильи Пророка — самый известный из ярославских храмов. Как никакой другой он в наибольшей полноте сохранил первоначальную архитектуру, фрески, иконы, деревянную пластику. Посмотреть на церковь по-новому и, может быть, совершить какие-то открытия в ходе очередной экскурсии предложила специалист по сохранности объектов культурного наследия Ярославского музея-заповедника Елена Федорычева.

Церковь Ильи Пророка была построена фантастически быстро – за три года. В 1647-м заложена, в 1650-м освящена.

Ее храмоздатели — богатейшие ярославские купцы братья Вонифатий и Иоанникий Скрипины — были выходцами из Новгорода. Они торговали жемчугом, церковной утварью, сибирской пушниной. Поставляли товары для царского и патриаршего двора. Смогли наладить торговлю с Западной Европой. Несметные богатства Скрипиных вынуждали считаться с ними и царя, и патриарха. Иоанникию Скрипину был пожалован высокий чин государева гостя, что давало ряд привилегий: право покупать и передавать по наследству землю, свободно ездить за границу по торговым делам, получать льготы при уплате пошлин и многое другое. Вонифатий Скрипин входил в число купцов гостиной сотни — второй по значимости привилегированной корпорации русского купечества.

Возводя Ильинскую церковь, Скрипины не скупились — приглашали для ее росписи лучших художников, богато украшали храм и приделы, одарили церковь огромным количеством больших и малых икон, регулярно покупали для ее нужд самоцветы, жемчуг, парчу, шелка, кружево…

Род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках купцов, кроме преждевременно умершей дочери Вонифатия. Понимая, что с их уходом о храме некому будет заботиться, Скрипины в подклете церкви выстроили торговые палатки, которые сдавались внаем, а также несколько лавок в посаде, доход от которых должен был идти на содержание причета и храма.

Оба брата были похоронены в одном из приделов возведенной ими церкви.

Каменную церковь Ильи Пророка строила артель местных мастеров, имена которых не сохранились. Новый храм заменил две прежних деревянных церкви — летнюю, освященную в честь Ильи Пророка, и теплую зимнюю Покрова Богоматери. В соответствии с уже сложившейся ярославской традицией Скрипины возвели огромный храм соборного типа — четырехстолпный, с мощным пятиглавием, на высоком подклете, с колокольней и галереей.

Всего здесь три придела: Ризоположенский, Покровский и придел Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага). Последний из перечисленных был, по сути, домовой церковью Скрипиных. Будучи по происхождению смердовичами, они не имели на это права. Но, что называется, очень хотелось. И храмоздатели нашли решение: выстроили отдельное крыльцо с северной стороны, ведущее в придел Гурия, Самона и Авива. А для всех других прихожан входом служило второе, западное, крыльцо.

К концу строительства церкви, в 1650 году, за особые заслуги перед государством и самим государем Скрипины были одарены царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом частицей Ризы Господней, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Очень редко от нее отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения (с 1681 года подобная практика будет официально запрещена).

Специально для святыни к уже возведенному и готовящемуся к освящению храму Скрипины выстроили придел Положения Ризы. Он выполнен в стиле шатровых сооружений XVI века. Долгое время считалось, что русские шатровые храмы — это воспроизведение в камне резной деревянной архитектуры. Но историки и искусствоведы доказали, что ситуация ровно обратная: деревянная архитектура позаимствовала свою форму у шатровых каменных храмов.

Парадными, то есть обращенными к прихожанам, в Ильинской церкви оказались западный и северный фасады. Именно они наиболее украшены фигурным кирпичом, сложно профилированными углублениями, белокаменными резными вставками и изразцами с изображениями львов, медведей, пеликанов, единорогов, сов…

Мы привыкли к белому цвету стен (побелка несет чисто утилитарную функцию: защищает кирпич от выветривания и негативных воздействий среды). Но изначально фасады храма были не белеными, а крашеными! Судя по описаниям, непосредственно после возведения стены выкрасили в красный цвет, а рельефы на крыльцах и деталях галереи выполнили в полихромной гамме. Верхние части стен под карнизами были покрыты глазурью, которая, скорее всего, обжигалась прямо на стене. Каким образом это делалось — сейчас сказать невозможно, технология утрачена. Разноцветный глазурованный кирпич украшал и шейки барабанов под главами. Очевидно, позже церковь не раз перекрашивали.

Иконостас храма несколько раз переделывался. Но здесь сохранилась изначальная тябловая конструкция. Резная рама в барочном стиле появилась в 1695 году, а в XIX веке иконостас вновь обновили. Резьба иконостаса — то сквозная, то глухая — выглядит необычайно легкой, без каких-то затверженных форм. Для ее изготовления использовалась липа, которая покрывалась сначала специальным составом, а затем золотом и серебром. Основной мотив — виноградная лоза, традиционный символ Христа («Я — истинная виноградная лоза…»).

Царские врата, которые мы видим сегодня, — поздний вариант. Самые первые врата сохранились! Их можно увидеть в постоянной экспозиции Ярославского музея-заповедника «Иконы Ярославля XVI–XVIII веков».

Иконы, составляющие иконостас, были созданы в разное время. От XVI века здесь сохранился образ Богоматери Одигитрии (сейчас мы видим ее в более поздней записи XVII века). Икона обозначена как Тихвинская, но на самом деле это не так. Иконографию очень сложно идентифицировать, и вопрос остается открытым — либо она иерусалимская, либо грузинская по происхождению.

Во время страшного пожара 1658 года в Ярославле сгорело порядка 30 храмов и 1500 домов, сохранились описания, в которых говорится, что силой огня перебрасывало трупы через Которосль. Церковь Ильи Пророка при этом обгорела только снаружи. Благодаря мощным стенам и ставням на окнах и дверях, обитых металлом, внутрь огонь не добрался. Тем не менее от перегрева пострадали иконы — где-то запеклась краска, где-то потекла олифа. Возникла необходимость в обновлении. И Скрипины привезли в Ярославль одного из лучших художников — Федора Зубова. (Позже Зубов стал жалованным иконописцем Оружейной палаты, руководителем иконного цеха царских изографов.)

Федор Зубов работал в церкви Ильи Пророка в 1660–1662 годы, но не подписал ни одну из своих вещей. И до сих пор идут споры, какие именно иконы созданы этим мастером. Тем не менее большинство искусствоведов уверены, что храмовый образ «Илья Пророк в пустыне» написан точно Зубовым. Это новый тип житийной иконы. Если традиционно средник обрамляется клеймами, повествующими о житии святого, то на иконе Зубова события из жизни Ильи Пророка вписаны непосредственно в композицию и неотделимы от главной фигуры. Для восприятия прихожанами такая манера неудобна: слишком много мельчайших деталей, которые не видны издалека. Но с легкой руки Федора Зубова подобный тип житийной иконы стал чрезвычайно популярным.

Церковь Ильи Пророка была расписана за три летних месяца 1680 года артелью из 15 живописцев под руководством знаменитых мастеров — костромских художников Гурия Никитина и Силы Савина. В храме много композиций, сюжеты которых заимствованы из западноевропейских гравюр. В них огромное количество деталей повседневной жизни, сцен светского, мирского характера. Хотя наставление и поучение оставалось главным предназначением этих росписей.

На выходе из Ильинского храма, непосредственно на крыльце, росписи служат напоминанием о том, что ждет душу после смерти. Здесь изображены Господня молитва и Апокалипсис. В композиции последнего явно прочитывается влияние гравюры «Четыре всадника Апокалипсиса» Дюрера.

…В 1920 году здание церкви перешло в ведение Ярославского музея-заповедника. В 1930-х именно работники музея смогли уберечь храм от сноса. Правда, не смогли ничего поделать с тем, что Союз воинствующих безбожников устроил здесь антирелигиозный музей. С 1956 года здание стало функционировать как церковь-музей. А в 1989 году главный престол храма был вновь освящен, и сегодня в теплое время года по большим праздникам здесь проводятся церковные службы.