Жизнь Ярославля последних лет – какой ее увидел автор романа «Новейшая история города «Р» Антон Голицын.

Журналист и депутат ярославского муниципалитета Антон Голицын по-прежнему отказывается называть себя писателем. Тем не менее в середине сентября он представит читателям свой второй роман.
Параллели в книге более чем очевидны. Небольшой городок Речин, стоящий на Волге. Мэр по фамилии Шторм. Коррупционный скандал… Однако автор предлагает не искать в новом произведении прямого сходства с реальными персонажами и событиями недавнего прошлого, когда оппозиционный кандидат Евгений Урлашев стал мэром Ярославля, а спустя время был обвинен в получении взятки…

– В основе сюжета «Новейшей истории города «Р» – социальный и политический эксперимент над провинциальным городом, в который из Москвы прибывает команда политтехнологов. В эксперимент включаются и сами жители, желающие изменить свой город – среди них градозащитники, художники, журналисты, бизнесмены и просто сумасшедшие, без которых ни один город не может быть городом. Символом перемен становится возрождение главного храма и превращение города в туристический центр. Мэр Речина не списан с Урлашова! Это обобщенный образ, а события, связанные с данным героем, довольно типичны для новейшей истории всей нашей страны. Да и коррупционный скандал в книге – не самое главное. Главное – та уникальная культурная матрица города, которая вновь и вновь воспроизводит себя. И, конечно, как в любом романе, здесь есть история любви… – с такого комментария начался наш разговор с Антоном Голицыным о его новой книге.

Антон, выход романа накануне предстоящих выборов в стране 18 сентября – это рекламный ход?
Ну, если честно, я, конечно, использую ситуацию выборов для продвижения своей книги. Происходящее подогревает интерес к той истории, о которой я рассказываю. Вообще, сегодня довольно сложно привлечь внимание к литературе. Прекрасного Евгения Водолазкина вон никто не читает. А кому будет интересен роман какого-то провинциального автора? Эту книгу я писал несколько лет, и год назад работа была завершена. Дал почитать рукопись знакомым, критикам, издателю Михаилу Нянковскому – все дали положительные отзывы. А весной я просто понял, что пора публиковать. Пока есть хоть какой-то интерес к теме выборов, к политике.

Когда в прошлом году мы говорили о твоем первом романе «Птица», на мой вопрос о том, что станет темой следующей книги, ты ответил: «Сегодня меня интересует состояние нашего общества, ситуация выбора между западной моделью и традиционной российской». Новый роман – и об этом тоже?
Да.

И в книге есть ответ на вопрос, какую модель выбирает Россия для себя сегодня?
В романе есть эта тема. Но я сам не могу дать однозначный ответ на этот вопрос. Вообще, мне близка точка зрения Николая Бердяева, который, размышляя о споре западников и славянофилов, говорил, что славянофилы и есть наши подлинные западники. Потому что сами европейские страны в своем развитии опирались на национальные особенности, на свой менталитет, собственные ценности. Так что славянофилы – которые утверждали свое, самобытное в качестве основы общественного устройства и дальнейшего развития России – получается, как раз и шли по западному пути. А те, кто называли себя западниками, всего лишь старались скопировать западную модель, западные идеи и перенести их на русскую почву.

А ты лично каким видишь идеальный политический режим для нашей страны?
Я думаю, что это все-таки сильное государство социальной направленности, при этом поощряющее инициативы людей во всех сферах – экономической, культурной, образовательной. Баланс между государственным патернализмом и поощрением частных инициатив – на мой взгляд, идеальный вариант.

«Сильное государство» – это, говоря конкретно, вертикаль власти, замыкающаяся в конечном итоге на одном лице?
Думаю, что в России невозможно по-другому. У нас власть всегда будет централизованной. Это может называться монархией, вертикалью власти, как-то еще, но централизация останется достаточно сильной. Самая большая опасность при этом – отсутствие личных свобод и, как следствие, – отсутствие личной инициативы. В моей книге как раз есть герои, которые стремятся пробудить в жителях маленького волжского городка инициативу, чтобы люди не сидели и не ждали каких-то подачек сверху, при этом спиваясь и деградируя.

Мне кажется, в той модели, о которой ты говоришь, изначально невозможно проявление частной инициативы. Патернализм, забота государства (особенно в том варианте, в каком это происходит в нашей стране) приводит к тому, что люди либо боятся брать на себя ответственность за свои действия и решения, либо у них нет возможностей реализовать свои идеи. Поэтому они именно сидят и ждут, когда их чаяния услышит некий справедливый правитель, который наконец все устроит как нужно.
Опыт царской России говорит о том, что и при монархии экономика развивалась. Мы видим сегодня хотя бы в той же архитектуре, какое наследие осталось от купечества и буржуазии. Кто знает, если бы тогда деловому сословию удалось в большей мере интегрироваться во власть, участвовать в управлении страной, – возможно, Россия развивалась бы по-другому.

Ты сегодня работаешь в муниципалитете Ярославля. Удается ли тебе на что-то реально влиять? Веришь ли ты, что вообще можно что-то изменить к лучшему?
Усилия одного человека всегда крайне малы, чтобы изменить систему. Можно лишь провести какие-то косметические изменения. Если, конечно, мы не говорим о революции – роль вождя в которой имеет решающее значение. Но я думаю, что сумма усилий – когда все больше людей будут стараться изменить ситуацию к лучшему – приведет к переменам. Просто это не может быть быстро, как по мановению волшебной палочки. Нужна некая критическая масса людей, которые не будут ставить себе главной целью обогащение любыми средствами, как это сейчас, к сожалению, происходит.

Каким образом, по-твоему, люди придут к этим новым ценностям? Вот буквальная цитата из твоего романа: «…Не надо ничего изобретать. Только охранять богатства и распределять их. Охранять и делить. Делить и охранять. …Чтобы прожить здесь полноценную жизнь, нужно попасть туда, где делят и охраняют».
Ты же видишь, что сегодня довольно много тех, кто на словах, может, и осуждает дорвавшихся до власти жуликов, но сам стремится попасть туда, где «делят и охраняют»…

Есть и другие люди, которые хотят реформировать эту систему. В моем романе, кстати, отражен спор, в котором одна девушка рассуждает о том, что демократия России вообще не свойственна, а другая ей отвечает, что демократия устанавливалась у нас в самые неподходящие времена, и именно поэтому мы так привыкли думать. Скажем, в 1917 году, когда шла война, а в стране были серьезные социальные противоречия, – демократия не могла стать тем рецептом, который бы спас Россию. Демократия сможет установиться, когда люди перестанут быть нищими. Вообще, когда люди поймут, что наличие огромной черной машины и кирпичный особняк за высоким забором не приносят автоматически счастья, тогда изменятся их цели, их мечты, их желания, а в итоге – и жизнь в целом.

Твой роман дает какую-то надежду на подобные изменения в сознании людей?
В книге, конечно, не появляются некие «новые граждане». Но герои в финале задают себе ряд вопросов. Тот эксперимент, который затевался, удался или нет? Изменилось хоть что-то в городе или все осталось прежним? Сами люди хотят меняться или нет? Можно по-разному отвечать – что и предлагается сделать читателю. Ну а для меня ответ очевиден! И, думаю, каждый, кто прочтет роман, поймет, каков он.

Умберто Эко как-то сказал, что хорошая книга зачастую рассказывает о вещах, о которых автор даже не догадывался. Тебе самому собственный роман что-то открыл?
Ну, это происходит, наверное, не только благодаря работе над одним произведением, но и благодаря работе над другими проектами, включая документальные книги. Для меня было интересно увидеть связь времен, связь поколений и то, что история повторяется – иногда через поколение, иногда через несколько поколений. Даже с людьми, живущими в разное время, часто происходит одно и то же. И, оказываясь приблизительно в той же ситуации, в какую до тебя попадали предшественники, можно либо скорректировать свое поведение, либо идти по тем же граблям.

И у тебя какое ощущение: история нас учит тому, что она никого ничему не учит?
Нет! Все-таки учит.

Да? Ну, это радует. А на какие вопросы ты собираешься искать ответ в своей следующей книге?
Сейчас есть желание написать не о социальных или политических вещах, а о личном. Про лето вот очень хочется написать. И вообще сделать что-то более модернистское. А если совсем серьезно: хочется написать книгу о Ярославле. Некую историю, которая разворачивалась бы на фоне нашего города. У нас вся литература почему-то связана с жизнью столицы. Но в Ярославле тоже может произойти что-то вполне достойное романа.

А для тебя что этот город?
Я здесь родился. И всегда жил. Мысли о том, что куда-то можно было бы перебраться, иногда были. Но пока хочется жить в своем городе. Ярославль довольно много мне дал. Его история, наши предки… И есть чувство ответственности и чувство долга. Мы тоже что-то должны сделать для своего города. Потому что мы в ответе за него.

При этом нет ощущения, что в Ярославле нет той культурной среды, в которой можно развиваться, что-то создавать, воплощать задуманное, что здесь – провинциальное болото, и лучше отсюда уехать? Я об этом постоянно слышу от разных людей.
Я как раз придерживаюсь противоположной точки зрения. Бери и делай! Здесь и сейчас. Создавай эту среду. Ищи своих читателей, зрителей, слушателей. Не всегда всё получается, понятно! Но книгу мы издаем именно в Ярославле. И мне важно, чтобы именно в этом городе, в моем городе, она стала культурным событием.


Новый роман Антона Голицына будет представлен в Областной библиотеке им. Н.А.Некрасова 15 сентября (четверг) в 18.00.