Председатель жюри фестиваля короткометражного кино «Ярославль – 2016» Елена Гладкова: об отношении к молодым режиссерам в России и на Западе, о роли продюсеров в отечественном кинематографе и своем новом фильме, который вызвал серьезный интерес за рубежом.
Московский режиссер Елена Гладкова не первый раз приезжает в Ярославль. В 2013 году в конкурсной программе фестиваля короткометражного кино «Кадр, вперед!» она представила два своих фильма. Обе работы получили высокую оценку жюри, при этом одна из них – музыкальная зарисовка «Джазовый этюд» стала победителем в номинации «Лучшая студенческая картина».
А в этом году Елена уже сама возглавила жюри – международного фестиваля короткометражного кино «Ярославль – 2016», который прошел 15-16 октября в ДК «Судостроитель». В конкурсе, организованном известной ярославской киностудией «Корабел», участвовало больше 70 картин почти из всех регионов России, а также из Эстонии.
Елена Гладкова окончила режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую игрового кино Карена Шахназарова. Работала над телевизионными программами, сериалами, рекламными проектами.
На данный момент автор трех короткометражных фильмов, два из которых – «Джазовый этюд» и «Летний день» – были сняты во ВГИКе в качестве учебных работ. При этом обе киноленты стали участниками и призерами нескольких фестивалей короткого метра, в том числе в США, Венгрии, Франции, Италии, Южной Корее.
В июле этого года режиссер была приглашена в жюри международного кинофестиваля в Вероне «San Giò Verona Video Festival» для оценки конкурсных работ в программе короткометражных фильмов.
Ее новый фильм о московском метро «Дворец для Народа», снятый по заказу итальянских продюсеров, уже был показан на фестивалях в Италии, Швейцарии, в программе Каннского фестиваля 2016 года. Получил премию на Международном фестивале кино в Локарно (Швейцария). Буквально в эти дни работа отправляется на кинофестиваль, организованный Сиракузским университетом США, а в ноябре будет представлена на кинофестивале в Милане.
«Дворец для Народа»
Елена, итальянские продюсеры, заказавшие фильм о московском метро, дали вам абсолютный карт-бланш?
Да. Более того, изначально им нужна была совсем небольшая, минут на 10, документальная лента об архитектуре и художественных особенностях нашего метрополитена. А в итоге получился 40-минутный авторский фильм. И продюсеры приняли эту работу.
В Европе я столкнулась с очень грамотным подходом к искусству и к людям, которые занимаются искусством. Если в тебе видят талант, предлагают сделать самостоятельную работу на заданную тему. Сделать так, как ты это видишь. При этом тебя не поучают на каждом шагу, не критикуют, не пытаются уничтожить с самого начала. Такого отношения к молодым авторам в России сегодня, к сожалению, нет.
А как возникла сама идея фильма? И почему в качестве режиссера продюсеры выбрали именно вас?
Это все сложилось достаточно неожиданно. После того, как мой короткометражный фильм «Джазовый этюд» был представлен на фестивале в Каннах в 2013 году, я получила приглашение от организаторов кинофестиваля «San Giò Verona Video Festival» в Италии представить этот фильм в их программе. В фестивале участвовало порядка 70 картин из всех стран. «Джазовый этюд» получил там приз за лучший монтаж. Работа вообще очень понравилась культурному сообществу Вероны – не только кинематографистам, но и поэтам, архитекторам, скульпторам. И зимой следующего года я получила предложение от итальянских архитекторов сделать фильм про московское метро. Лента планировалась для показа на одном из мероприятий, где собираются архитекторы со всей Италии. Я подумала, почему бы и нет. До этого я никогда не снимала документальное кино. Плюс для меня открывалась возможность показать новую работу в Италии. О том, чтобы сделать фильм, который станет интересен кому-то еще, кроме итальянских архитекторов, в тот момент даже не думала.
Снимать фильм об архитектуре для архитекторов, да еще итальянских… Не было страшно?
Я, безусловно, понимала, насколько это сложно! Итальянцы с рождения пропитаны красотой. Они живут в окружении старинных памятников и прекрасно разбираются в искусстве. Они сканируют молниеносно: что и как сделал архитектор, скульптор, художник… Конечно, непросто делать фильм для таких зрителей. Но был азарт, хотелось их удивить!
Московское метро – очень привычная для нас вещь. Конечно, если сравнить его с метро в Лондоне или Париже – это небо и земля. Но все же оно для нас стало обыденностью. И что тут можно найти интересного? Я стала изучать документы – и вдруг открыла много неожиданного для себя. Поняла, что какие-то детали я просто не замечала, много лет проходя по одним и тем же станциям. Постепенно сложился план: что я хочу снять и о чем сказать.
В вашем фильме метро, по сути, само рассказывает про себя…
Я с самого начала думала, как уйти от рассказчика в кадре. Вообще, делать какую-то архитектурную зарисовку или что-то из разряда фильмов для телеканала «Культура», где искусствовед говорит о художественных особенностях памятника, – это скучно. Кроме того, это создало бы сложности с переводом. Поэтому пришло решение – сделать фильм под сопровождение музыки, с титрами, в стилистике немого кино.
Но при этом мне хотелось сделать кино и о человеке тоже. И я нашла эту тему в самой истории создания метро. В том, что всё это делалось для людей. Да, была амбициозная задача – построить лучшее метро в мире. Но при этом продумывались технические детали, например, было сделано максимальное освещение станций, чтоб люди не боялись спускаться под землю, на глубину 30-35 метров. Над оформлением работали самые талантливые архитекторы и художники того времени. И они создавали всю эту красоту – мозаики, мраморные колонны, барельефы и так далее – для простого народа. Это больше всего пробило итальянцев – что вся эта роскошь не для императоров, не для буржуа, а для обычных трудяг! Такого нет нигде – ни в Европе, ни в Америке! И это трогает всех, кто смотрит фильм. При этом они слышат музыку советского времени, которой не знают (того же Свиридова, например), и восхищаются ей. В итоге для иностранцев Россия открывается совершенно с другой стороны! О чем мне все говорят, посмотрев фильм.
Русское кино на фестивалях
Фильм «Дворец для Народа» на нынешний фестиваль в Каннах вы отправили просто от своего лица?
Да. Работу я завершила как раз к фестивалю, отправила заявку, и фильм был принят к показу. Сразу после Канн меня вновь пригласил директор международного кинофестиваля в Вероне – представить этот фильм у них и участвовать в работе жюри. И почти сразу я получила предложение показать эту работу на кинофестивале в Локарно, в Швейцарии, где получила премию.
Фестивальная история – это то, что сегодня меня просто держит на плаву. Когда-то я отправила свою учебную работу «Джазовый этюд» на фестиваль в Америку. Его приняли и даже показали на открытии. Это придало уверенности, и я отправила кино в Венгрию на фестиваль студенческих фильмов. Получила приз за режиссуру! Мастера курса тогда вообще никак не отреагировали на это! Казалось бы, награда их студента говорит о высоком уровне преподавателей… Но победу восприняли как факт моей личной биографии. После этого я перестала обращать внимание на мнение «российских профессионалов». Отправляла свои работы на другие фестивали, где-то получала призы. И однажды меня стали приглашать сами директора фестивалей. Причем буквально с двумя фильмами, которые я к этому моменту сделала.
Сегодня очень много говорят о русофобии на Западе. Но судя по высокой оценке ваших работ за рубежом, политика никак не влияет на оценку искусства?
В мире искусства я ни разу не столкнулась с русофобией. Никто не бросает в мой адрес: «Ну, она же из России…» Но на бытовом уровне, в магазинах, в кафе, если узнают, что ты русская – отношение меняется молниеносно. Тем не менее в культурном сообществе политика современной России – это вопрос для дискуссий. Предвзятого отношения к российским фильмам и режиссерам нет.
Продюсеры и автор
Современные российские режиссеры нередко говорят о беспредельном вмешательстве продюсеров в работу. Иногда даже получается совсем не тот фильм, который задумывал снять автор…
Это так, к сожалению. Если продюсер видит какую-то выгоду от вложения денег в твой фильм, он может перемолоть работу как угодно! Заставит переписать сценарий, потребует взять других актеров, и так далее. Наши продюсеры не признают права художника на свое видение. Но авторский кинематограф, искусство – это не работа на заказ. На Западе это четко разделяют – кино, сделанное на продажу, и кино, которое является искусством.
Почему так происходит у нас? Чем руководствуются продюсеры?
Есть продюсеры, которые еще остались с советских времен. Они образованны, разбираются в кинематографе, при этом умеют просчитывать риски. Они понимают, что они хотят, и умеют разговаривать с режиссерами – и с начинающими, и с опытными. Но таких осталось совсем немного. А современные молодые продюсеры, которые в большей мере ориентируются на телевидение, нежели на кино – далеко не всегда имеют профессиональное образование, зачастую не знают историю мирового кино и даже советского, и часто думают, что открывают Америку. Могут своего брата или друга назначить режиссером, но не станут брать профессионала, если лично с ним не знакомы. В итоге получаются картины, которые зрители не смотрят.
В основе такого подхода теоретически лежит американская система, когда продюсер нанимает режиссера, съемочную группу, композитора и так далее, вкладывает деньги, а затем получает прибыль с проката. Но в Америке эта система выстроена давно и грамотно, и, как показывает история, даже во время кризиса киноиндустрия в Штатах приносила прибыль, чего у нас не наблюдается. В советское время в нашей стране существовала аналогичная система, только деньги вкладывало государство. Но при этом в кино не попадали непрофессионалы!
Еще один момент, с чем неоднократно сталкивалась лично я. У меня диплом ВГИКа, отличная оценка за дипломный фильм, есть призы международных фестивалей за самые первые работы. Но я слышу: «Я не работаю с женщинами-режиссерами». Или: «Я не работаю с молодыми режиссерами». То есть вопрос о профессиональных качествах даже не обсуждается. Почему-то у нас принято всех молодых режиссеров считать бездарными. Даже не смотрят твои работы, «теряют» диски с твоими фильмами. И действуют по принципу: зачем с ними возиться – они все равно не пробьются.
За границей я часто слышу вопрос: «Где ваши современные режиссеры? Мы знаем только Михалкова. Но где новые имена?» А откуда они возьмутся, если молодому режиссеру практически невозможно проявить себя? Не хочу расхваливать советскую эпоху, но в то время режиссер получал шанс заявить о себе – после окончания вуза он попадал на киностудию, где получал работу. Сегодня этого нет. И я на самом деле не знаю, кому задавать вопросы, почему всё это так.
У нас ведь есть кино, которое снимается на государственные деньги…
Но кто и как их получает? У нас в России в мире кино (да и в целом в искусстве) существуют свои кланы. И чужие люди там не нужны. А особенно люди – которые на что-то претендуют. Поэтому можно годами писать заявки, приносить сценарии – но никто не даст тебе шанс что-то сделать. Или могут, например, выделить только десятую часть от необходимого бюджета картины, а после сказать: «Ну, мы же дали тебе шанс – а ты не справился!» При этом режиссеру с урезанным бюджетом пришлось брать вместо профессиональных актеров чуть ли не студентов-первокурсников, которым можно не платить как практикантам, отказываться от каких-то натурных съёмок и так далее… И тем не менее: «Не получилось? Значит, ты не режиссёр!» Вот и всё.
Из вашего курса кто-то занимается режиссурой, хотя бы работой в сериалах?
Два человека попробовали что-то снять после окончания курса, но пока это не выстрелило. А остальные, к сожалению, ушли из профессии.
Полный метр
Когда три года назад мы встречались с вами на фестивале «Кадр, вперед!», вы говорили, что хотите снять полнометражный художественный фильм. Мечта пока так и остается мечтой?
Я постоянно думаю об этом. Но это очень сложно. Полнометражная картина требует огромных денег. Хорошее кино не снимешь на кухне. Но я всё же полагаюсь на волю судьбы. Мы в России, можно сказать, снимаем кино назло и вопреки ситуации. Я знаю людей, которые работают инженерами или адвокатами (по своей первой профессии), только чтоб заработать денег и снять фильм…
Если ваши работы высоко оценивают за рубежом, может быть, есть смысл искать свое место там?
Эмигрировать и начинать всё с нуля – не вижу смысла. Знаю людей, которые уезжают лишь бы куда-нибудь, работают не пойми кем. Это – не моя судьба. Мне интересно находиться в процессе мирового искусства, но жить в России. К тому же за рубежом я интересна как автор из России, а не как человек, который стремится любым способом зацепиться там. Да, в России много сложных и даже неприятных моментов. Но мне важно быть здесь. Я убеждена, что режиссёр может снимать настоящее кино только про свою страну. Ну что я смогу сказать про Францию? Или про итальянцев? То, что делают американцы – это продукт на продажу, и поэтому он может быть международным. Но настоящий кинематограф – это всё-таки национальное искусство.