Размышлениями о роли и месте музея в современном мире поделилась директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская. Накануне Международного дня музеев, который отмечают 18 мая, Наталия Стефановна впервые рассказала о новом грандиозном проекте Ростовского кремля – создании постоянной экспозиции русского авангарда.

Наталия Стефановна, на днях в одном из торговых центров Ярославля музей-заповедник «Ростовский кремль» провел презентацию фестивалей «Живая старина» и «Ростовское действо». Музей уже не первый раз приходит на территорию торгового центра, что вызывает непонимание у некоторой части культурного сообщества. Почему, тем не менее, вы продолжаете это делать?
У меня никогда не было вопроса, что музею где-то не место. Вот здесь, в торговом центре, люди, и мы идем к ним. Никакая площадка не может принизить музей. Вообще нас ничто и никто не может принизить, кроме нас самих.
Конечно, в торговый центр люди идут за вполне материальными вещами: что-то купить, посидеть в кафе, посмотреть кино. В основном здесь те, кто просто так в музей не придет, они привыкли к другому проведению досуга. Но почему, тем не менее, нам не прийти к этим людям? Может быть, кто-то из них заинтересуется нашим фестивалем. Мы показываем фрагмент программы очень достойного уровня! Причем эту программу представляет лично дирижер театра «Новая опера» Дмитрий Волосников. И даже если человек остановится на 5 минут, послушает выступление музыкантов, а потом не приедет в наш музей – это все-таки не будет бесполезно! Я уверена в этом. Что-то обязательно останется в душе человека.
Знаете, всегда будут существовать две позиции. Одну озвучил Анатолий Луначарский: искусство принадлежит народу. Другая точка зрения: искусство – удел избранных, аристократов духа, а остальные пусть идут на рынок (в наши дни – в торговый центр). Я так не считаю! Уверена, если вы дадите человеку попробовать хорошую кухню, он не станет есть суррогат, а тем более гнилой продукт. Так же – и с искусством.

Вы лично верите в возможность расширения аудитории, представляя свои проекты на таких площадках, которые традиционно не связаны с музеем?
Нашу аудиторию можно встретить в различных пространствах, потому что аудитория музея может быть очень разной! Музей – одна из самых демократичных площадок культуры. Он открыт и доступен для всех – независимо от возраста, вкусов, уровня образования. В музее любой человек найдет для себя возможность и узнать что-то новое, и интересно провести время в соответствии со своими предпочтениями. Музей открыт весь день, и если в театр или филармонию вы не можете пойти утром, то в музей можете. В музей можно зайти одному, а можно с семьей или с компанией друзей. Непосредственно в нашем музее вы можете заказать экскурсию с автором экспозиции – и это будет глубокий, серьезный разговор тет-а-тет о предмете выставки. В то же время у нас есть обзорные экскурсии, во время которых вы остановитесь только у нескольких экспонатов, и это в целом не займет много времени.

А как бы вы определили, что такое музей в идеале?
Музей – это лучшее культурное пространство. Музей – это очень красивое место. Трудно у себя дома создать идеальную обстановку. А в музее мы создаем практически безупречное эстетическое пространство, особую атмосферу и ауру. Я бы сказала так: музей – это очень комфортное пространство, которое создают профессионалы. Почему мы приглашаем только лучших музыкантов, и считаем, что только так и нужно работать? Почему мы внимательно относимся к выставкам и показываем настоящие шедевры? Потому что каждый человек достоин видеть лучшее! И мы гарантируем, что мы не обманем. Музей – это честное пространство.

Не разрушается ли музей как таковой в наши дни, когда он всё больше превращается (как и другие учреждения культуры) в коммерческое заведение для зарабатывания денег и в место развлечения, где устраиваются костюмированные шоу, различные квесты, псевдоисторические игры и тому подобное? Иногда эта внешняя сторона превалирует над смыслами.
Мы все совершаем ошибки, потому что мы все несовершенны, и наша жизнь очень быстро протекает, а мы стремимся в каждую минуту воплотиться. Я думаю, что самое главное – честно делать то, что вы делаете. И даже если какой-то эксперимент не удался – ничего страшного! Так же, как в жизни, неудачи в профессии иногда бывают лучшим уроком. Если вы это понимаете, если даете себе труд проанализировать, что получилось и что не получилось, если вы честно признаетесь, что зашли не туда– значит, вы этого больше не повторите. А от нашей аудитории мы ждем открытого отношения. Если вам что-то не нравится в искусстве – вы можете не смотреть соответствующую выставку. Если вам не нравятся костюмированные праздники в музее – не ходите на них, выберите что-то другое. Вы свободны в своем решении. Нам будет больно, мы расстроимся, но мы не обидимся! Мы проанализируем: в чем мы ошиблись, так ли мы обратились к зрителям, достаточно ли поработали над проектом.

Но не приходится ли иногда ради привлечения массовой публики занижать уровень некоторых проектов?
Я отвечаю только за наш музей и не могу говорить ни о ком больше, не могу обсуждать работу своих коллег. (Если я вижу чью-то неудачу и если у меня спросят мое мнение – я скажу. Но не публично, а наедине!) В нашем музее мы не только не занижаем уровень программ, а, наоборот, создаем серьезные проекты! Человека невозможно обмануть. Например, вы слышите музыку, которая вам неизвестна или не близка. Но вы всегда почувствуете, исполняют ее талантливо или нет. И даже если эта музыка вас не тронет, вы все равно скажете, что музыканты великолепно выполнили свою задачу. А если вас обманывают, вы поймете это, и даже не обязательно быть искусствоведом. Конечно, чтобы понимать серьезное искусство, необходимо развивать вкус. Если все время смотреть телевизионные шоу, то вкус, безусловно, снижается. Но это уже дело каждого – что выбирать.

Два года подряд музей «Ростовский кремль» проводил арт-резиденцию «Зеленая полоса», на которую приглашались западные художники. Проект, очевидно, был рассчитан на толерантного зрителя, готового принимать разное искусство. Это представляется очень важным для российского культурного пространства, которое становится все более закрытым, в котором превалирует стремление делить все на черное и белое, что-то запрещать. Почему арт-резиденция «Зеленая полоса» прекратила свое существование?
Арт-резиденция обязательно будет продолжаться. Уверена, не надо самим опускать новый железный занавес, не нужно ограничивать себя, ведь в каждой культуре есть свои сильные стороны, которые не воплощены в другой культуре. Когда мы начинали работу над коллекцией русского авангарда, которая, как известно, хранится в собрании Ростовского кремля, мы пригласили современных художников – и русских, и европейских – чтобы показать, что авангард – это всеобъемлющее искусство, которое раздвигает стены, разрушает рамки. Сейчас мы не проводим арт-резиденцию, потому что невозможно охватить всё. Мы сосредоточены на новом проекте, который требует внимания, сил и средств – готовим постоянную экспозицию русского авангарда в Ростовском кремле. После ее открытия посмотрим, в каком направлении двигаться дальше. Возможно, арт-резиденция переформатируется, но она продолжится. Диалог в искусстве очень необходим. Особенно в современном искусстве. Классика есть классика, она с нами всегда, мы ее прочитываем и перечитываем. Но сегодня появились новые вызовы, которых не знали художники прошлого. И именно современные авторы говорят с нами на актуальном для нас языке. Я за то, чтобы современное искусство обязательно показывалось в музее. И совсем не страшно, что не все современные художники гениальны. Они говорят с нами на нашем языке и о нашей жизни. И это крайне важно.

Долгое время искусство русского авангарда у нас не признавалось. Сегодня, когда стало понятно, что оно очень популярно на Западе и на его показе можно хорошо зарабатывать, наши музеи стараются привозить именно это искусство на зарубежные выставки. На ваш взгляд, это способствует диалогу культур?
Честно скажу, что и наш музей на зарубежные выставки часто привозит именно авангард, потому что на него охотно идет публика. На самом деле, это не очень хорошая тенденция. Авангард вырос на русской почве, и когда мы отрываем его от этой почвы, создается видимость, будто это направление выросло с нуля в 1910-е годы. Но ведь оно не появилось с нуля! И не зря в свое время устраивались такие выставки, на которых произведения авангарда показывали рядом с русской иконой. Конечно, эти вещи не близки буквально, но и там, и там есть общие черты: видение перспективы, цвета, формы… Все это – черты русского искусства, и они не были свойственны европейскому искусству, которое опиралось на открытия эпохи Возрождения. Авангард – вершина русской культуры ХХ века. О нем надо говорить, его надо показывать. Весь современный мировой дизайн, вся живопись, даже мода – всё базируется на открытиях русского авангарда. Так почему же нам не попытаться его понять? Не научиться его видеть?

А каким образом показывать современное искусство? Как преподносить сложное и элитарное? Мы знаем, какое отторжение иногда вызывают выставки современных художников, вплоть до разгрома экспозиций.
Уверена, надо пытаться разговаривать со зрителем. Разговаривать разными способами. Мы не должны вставать за кафедру и поучать. Но мы обязаны адаптировать то, что возможно адаптировать, объяснять человеку, что он может получить от встречи с новым для него искусством. Во время арт-резиденции «Зеленая полоса» мы проводили мастер-классы для детей, где шесть художников из разных стран, работающих в разной технике, занимались с детьми. Они общались и понимали друг друга! И когда после занятия я спрашивала детей, а на каком языке шел разговор, они не могли вспомнить. Потому что они говорили на универсальном языке искусства. И, может быть, это именно тот язык, с помощью которого мы сможем достучаться друг до друга в нашем сложном мире. Нужно учиться слушать и слышать другого, пытаться понять. Единственно, что не допустимо, конечно, – это вандализм и варварство.

Пожалуй, еще сложнее чем авангард, представлять древнее русское искусство. Вы семь лет проводите фестиваль старинной музыки и ремесел «Живая старина». Как вам удается не превратить это в балаган в псевдорусском стиле?
Всегда очень важно, кто с вами рядом – и в жизни, и в работе. Иногда бывает достаточно даже одного-двух человек. В совместной работе, когда вы умножаете себя друг на друга, удается сделать даже то, что невозможно. У музея есть замечательный друг Андрей Николаевич Котов – создатель и руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», ученик легендарного исследователя русского фольклора Дмитрия Покровского. Вместе с ним мы все эти годы организуем наш фестиваль. Мы очень придирчиво отбираем участников, смотрим, чтобы коллективы не дублировали друг друга, чтобы были представлены разные регионы России. Для нас ценно не только исполнительское мастерство, но и костюмы, которые соответствуют русским традициям. На фестивале некоторые ансамбли выступают в одежде, которой 100-150 лет! Музыканты сами находят эти вещи, восстанавливают их по сохранившимся описаниям и надевают во время исполнения. Постоянный участник фестиваля, актер из Санкт-Петербурга показывает настоящий ярмарочный театр Петрушки – в этом представлении герой бывает не только веселым, но и страшным, злым, несправедливым. Народная культура ведь не только радостная, она и драматичная, и трагичная. В ней рядом и ощущение счастья, и понимание глубины и противоречивости жизни. В народной культуре нет ничего случайного. И она до сих пор способна отвечать на наши вопросы.