В августе в Ярославле стартовал проект «Музей фабрик: новая ткань города», в котором история Ярославской Большой мануфактуры (предшественницы фабрики «Красный Перекоп») предстанет в нетипичном для музеев формате. Инициатор проекта – культурный центр TEXTIL – в этом году стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Владимира Потанина и получил грант на реализацию своей идеи. Новая экспозиция на базе существующего корпоративного музея откроется в августе 2018 года.
Центр TEXTIL располагается в бывшем транспортном цехе фабрики «Красный Перекоп». Отсюда – интерес кураторов этой площадки к истории места и к людям, благодаря которым менялась судьба не только фабрики, но и всего города. Это сегодня Красноперекопский район воспринимается как задворки. Но много лет назад именно отсюда начиналась история промышленного Ярославля…
По указу Петра I на этой территории появилось первое крупное предприятие – Ярославская полотняная мануфактура. Ее основатель – ярославский купец гостиной сотни Иван Затрапезнов в 1722 – 1731 годах вместе с братьями создал крупнейшую текстильную фабрику России, производившую полотняную, шелковую и суконную ткани, а также бумагу. Тогда же здесь был построен господский дом в голландском стиле и разбит парк с фонтанами и скульптурой, липы в который завезли из Англии!
Владельцы мануфактуры много раз менялись. Но, несмотря на это, предприятие успешно развивалось, а выпускаемые на фабрике ткани продавались не только в России, но и в Европе. Известно, что в начале XIX века английские торговцы скупали изделия мануфактуры, ставили свои клейма и затем перепродавали под видом английских – в том числе и русским дворянам, предпочитавшим всё «иностранное».
В 1857 году Ярославская Большая мануфактура со всеми землями и постройками была куплена московскими купцами ярославского происхождения Иваном и Андреем Карзинкиными в доле с петербургским купцом Гавриилом Игумновым. А в советское время мануфактуру национализировали, и в 1922 году в честь победы Красной армии на Перекопе фабрика получила название «Красный Перекоп»…
О новом проекте культурного центра TEXTIL, который подробно расскажет об истории Ярославской Большой мануфактуры, мы говорим с куратором Юлией Кривцовой.
Юля, на территории фабрики «Красный Перекоп», которая сейчас выпускает технические ткани, почти тридцать лет существует собственный музей. Проект культурного центра TEXTIL «Музей фабрик: новая ткань города» станет его конкурентом?
Наоборот! Наш проект предполагает преобразование корпоративного музея (о котором, кстати, в Ярославле мало кто знает) в музей фабричного городка или фабричной слободы – современную площадку, интересную и жителям, и туристам. Новая музейная экспозиция будет создаваться вместе с сотрудниками фабричного музея, мы – одна команда.
Почему проект называется «Музей фабрик»?
На территории Ярославской Большой мануфактуры всегда было несколько производств, она представляла собой целый комплекс фабрик. При Затрапезнове здесь построили суконную, полотняную, писчебумажную фабрики. При Карзинкиных – литейно-механический завод, типографию, хлопкоочистительные заводы и многое другое. То есть история мануфактуры – это не история одной фабрики. Предприятия Затрапезновых, Яковлевых, Карзинкиных, фабрика в советское время, нынешний комбинат технических тканей «Красный Перекоп» – все это очень разные этапы развития Ярославской Большой мануфактуры. А ведь была еще и Ярославская Малая мануфактура. Об этом тоже важно рассказать в музее… Но в первую очередь это будет музей о текстильном производстве. При переводе названия Музея фабрик на английский мы вносим еще и игру слов: «fabric» – ткань.
Где будет располагаться новая экспозиция?
Новая экспозиция будет строиться в бывшем дизельном зале фабрики. Какое это было красивое помещение! В нем размещались паровые машины, поэтому его можно назвать сердцем фабрики. Позже там находилась лаборатория, где проводили испытания приборов. А в советское время здесь устроили столовую. В 1990-е годы, когда объемы производства снизились, потребность в еще одной столовой (на фабрике их было несколько) отпала, ее закрыли, и помещение сдавалось в аренду. Но последние два года оно пустовало.
Ценность этого зала для нас в первую очередь – в его расположении. Мы открываем одну дверь и попадаем на действующее производство, видим станки, рабочих, часть процесса изготовления технических тканей. А через другую дверь выходим в фабричный городок – на историческую территорию Ярославской Большой мануфактуры, где под открытым небом можно продолжить экскурсию, рассказывающую о настоящем и прошлом этого места.
То есть привычного представления музейных предметов и расположения экспозиции в хронологическом порядке не предполагается?
Мы хотим уйти от хронологического принципа показа и предложить другой подход к представлению истории мануфактуры: акцентировать не этапы ее развития, а темы и вопросы, которые время ставит перед нами. Что значит труд для человека – необходимость или потребность? Что для тебя собственное рабочее место – времяпрепровождение или служение? Интересно ли тебе продолжить дело твоих родителей? Что значит владеть производством – исключительно множить прибыль или думать о том, как обустраивать город вокруг? Последние владельцы мануфактуры, Карзинкины, вместе с фабрикой построили город в городе – со своей библиотекой (читальней), больницей, фабричным училищем, театром, школой, колыбельней, парками. Труд на фабрике был всегда тяжелым, но люди стремились сюда: фабрика была кормилицей. И в XVIII, и в XIX, и в XX веке фабрика брала на себя ответственность за людей, которые отдавали ей свое здоровье, силы, знания. Здесь сложилось много рабочих династий. Семьи фабричных рабочих, семья купцов, владеющих фабрикой… Как выстраивались эти отношения, связывающие людей с территорией и производством на века?
Вокруг тематических блоков – семья, династия, рабочее место, школа, город в городе и так далее – будут группироваться музейные предметы, документы, фотографии. Там, где есть бреши, мы будем дополнять экспозицию работами современных художников, комментариями и воспоминаниями местных жителей. Нам бы хотелось, чтобы люди, без которых не было бы мануфактуры и главных страниц ее истории, снова стали частью исторической памяти. К сожалению, мы уже не видим связи между выражением «затрапезный вид» и именем основателя Ярославской Большой мануфактуры – Ивана Затрапезнова. Не знаем, что по его воле в Ярославле появился ни на что не похожий в городе Петропавловский собор. Не знаем имён купцов Карзинкиных, которые оставили нам в наследство целый городской район с уникальной архитектурой и развитой инфраструктурой. Почти ничего не знаем о жизни последнего управляющего фабрики Алексея Грязнова, благодаря нововведениям которого в самые сложные предреволюционные годы в России фабрика жила спокойно.
Его роль в истории фабрики как-то по-особому выделяется?
Мне довелось прочитать рукопись его воспоминаний, которая производит очень сильное впечатление! Ощущение – словно ты читаешь заметки своего современника. В 1898 году 30-летний человек стал управляющим самой крупной текстильной фабрики в России. Начинал он с должности помощника директора. Он побывал за границей – в Америке, Швеции, анализировал, как адаптировать зарубежный опыт на российской почве. Грязнов внедрил много нового на ярославской мануфактуре – усовершенствовал ряд технологий, внес изменения в социальную сферу. При нем сократился рабочий день, причем не случайным образом: Грязнов рассчитал, сколько человек должен отдыхать, чтобы восстанавливать силы после работы. Он ввел беспроцентные ссуды для рабочих на строительство дома – очень не хотел, чтобы люди ютились в каморках. Он был гласным городской думы и сумел договориться о выделении земель рядом с фабрикой – там были распланированы улицы для новых домов. Проанализировав ситуацию стачки 1895 года, Грязнов попытался повлиять на постоянный рост цен на продукты в лабазе, распорядился выделить две группы продуктовых товаров: те, на которые наценки не устанавливаются (молоко, хлеб, крупы и другие жизненно важные продукты), и те, на которые наценка допускалась (колбасы, чай и тому подобное). В советское время Алексей Грязнов был арестован. Когда его освободили, он через Житомир уехал в Польшу, где работал в одном из крупнейших мануфактурных центров Европы – в Лодзе…
Презентуя проект, ты говорила, что ваша команда хотела бы, чтоб Музей фабрик содействовал возрождению интереса к бывшей Ярославской Большой мануфактуре, которая в 2022 году отметит 300-летие. А сможет ли музей повлиять на судьбу Петропавловского парка? С каждым днем эта территория приходит в запустение – дом последних владельцев фабрики давно превратился в руины, пруды требуют очистки, парк зарастает…
Это часть маршрута, который будет связан с музеем. Юридически парком распоряжаются арендаторы, на которых мы не можем повлиять. Но ярославский историк-краевед, знающая о Красноперекопском районе буквально всё, Надежда Балуева и общественная организация «Петропавловская слобода» делают очень много для того, чтобы парк не превратился в городскую свалку. Мы тоже подключаемся к уже существующим инициативам и проектам по его спасению. В наших планах провести на территории парка фестиваль, на котором художники, архитекторы могли бы переосмыслить и вернуть парку утраченные объекты, сделав их копии из дерева или других материалов, – и таким образом показать масштаб потерь, которые невосполнимы!
К созданию музея вы планируете привлекать художников. Как это отразится на выстраивании экспозиции? Увидим ли мы современное искусство на этой площадке?
При посещении европейских музеев меня всегда удивляло, как любую историческую экспозицию, даже о первобытном времени, они соединяют с современным искусством. В выставочных залах обязательно находится место для двух-трех работ современных художников. Так мы можем увидеть, что думает современный человек о прошлом, какую почву для размышлений оно дает ему сегодня. Прошлое не оторвано от настоящего. Экспозиция не оторвана от человека, который пришел с ней познакомиться. Мы тоже хотим выстраивать подобный диалог. И сейчас ищем художников, которые хотели бы поработать с наследием Ярославской Большой мануфактуры.
Для разработки экскурсии мы собрали команду, в которую вошли историк-краевед Надежда Балуева, писатель Наталья Ключарева, хореограф Александр Андрияшкин и композитор Кира Вайнштейн. Для нас важно, чтобы экскурсия не только рассказывала о прошлом, но и воспроизводила аутентичные звуки фабрики, чтоб посетители могли не только воспринимать информацию, но и оказывались в ситуации коллективного действия.
Нужна ли музею какая-то помощь со стороны горожан?
Мы хотим, чтобы этот музей горожанами и создавался! Чтобы они становились его заказчиками и соавторами. Мы ищем партнеров для помощи в решении инфраструктурных задач. Грант Фонда Владимира Потанина дан на строительство новой экспозиции, разработку экскурсии и создание календаря событий для музея. Но деньги не выделяются на ремонт, на реконструкцию здания и тому подобное. Поэтому мы планируем создать Попечительский совет, в который войдут те, кто заинтересован в появлении такого музея на культурной карте города.
Мы также заинтересованы в том, чтобы жители принимали активное участие в создании экспозиции. У людей, которые связаны с фабрикой, есть воспоминания, фотографии, документы, предметы быта, ткани. Мы не настаиваем на том, чтобы люди передавали нам свои семейные реликвии, мы можем сделать копии, оцифровать снимки и документы, сфотографировать любопытный предмет, сделав его частью истории мануфактуры. Осенью мы организуем пункты сбора историй и предложений, посмотрим, как это будет работать на Красном Перекопе.
Юля, а что для тебя создаваемый музей в идеале?
Место, которое побуждает думать, задавать вопросы. Себе, своим родителям, своим друзьям. Копаться в прошлом, которое изнутри начинает менять твои представления или вызывает желание сделать что-то. Например, пойти в библиотеку и открыть таинственный фолиант «Ярославская Большая мануфактура», созданный Алексеем Грязновым и оставленный нам как самый лучший источник об истории фабрики. А может быть, предложить библиотеке способ увековечить память о Грязнове, сделав его поиски и размышления интересными и актуальными для наших современников. А может быть, музей вызовет желание что-то изменить в своей жизни, своей работе или отношении к ней, что-то сделать для места, где ты живешь.