Известный хорватский ученый Томислав Шола предлагает посмотреть по-новому на роль и место музеев в современном мире.
Встреча с одним из крупнейших теоретиков и практиков музейного дела Томиславом Шолой прошла в Ярославле в связи с выходом на русском языке его книги «Мнемософия. Эссе о науке публичной памяти». В начале ноября ее презентация состоялась в Ростове, а само издание выпустили Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» совместно с ИКОМ России (аббревиатура от англ. ICOM – International Council of Museums (Международный совет музеев)). Книга впервые вышла в свет на английском языке в 2015 году. Она моментально разошлась среди музейного сообщества, в котором немало как сторонников новой концепции, так и ее критиков.
Об авторе
Международный эксперт, независимый музейный консультант Томислав Шола родился в 1948 году в Загребе (Хорватия). Изучал историю искусства в Загребском университе и музеологию – в Парижском. Защитил докторскую диссертацию по музеологии в университете Любляны. Был профессором кафедры музеологии Загребского университета. Возглавлял национальный комитет ИКОМ, затем работал в Европейском комитете ИКОМ. Куратор многих музейных проектов, соорганизатор крупных международных конференций, учредитель фестиваля The Best in Heritage («Лучшие в наследии»), который ежегодно проходит в Дубровнике (Хорватия) и собирает талантливых музейщиков со всего мира. Автор нескольких книг и более 250 научных статей.
Про «музейные грехи»
Имя Томислава Шолы стало широко известно после публикации его книги «Вечность здесь больше не живет. Толковый словарь музейных грехов». В ней Шола с огромной иронией и в то же время с детальным знанием предмета описывает «грехи» современного музея: его зависимость от источников финансирования, недостаточный профессионализм сотрудников, излишества архитектуры и дизайна, фетишизм, элитарность и ряд других. В главе, посвященной музейной скуке, он пишет: «Многие блестящие умы были утомлены музеями навсегда. В одном из своих текстов Поль Валери жалуется: “Когда я пошел в Трокадеро, всё там меня раздражало. Ярмарка старого хлама!”»
Именно против такого положения вещей и выступает Томислав Шола.
Новый подход – мнемософия
Термин «мнемософия» ученый предложил в 1989 году как некий «общий теоретический знаменатель» для таких смежных дисциплин, как музееведение, библиотековедение, архивоведение, энциклопедистика и документоведение. Всех их объединяет понятие наследия, изучение опыта человечества во всем его разнообразии. Наследие в понимании Томислава Шолы – транслируемая система ценностей, та этическая основа, без которой невозможно развитие, одна из ипостасей публичной памяти, воплощение накопленного опыта, мудрости.
Память и информация о прошлом, по мнению ученого, должны стать «полезной мудростью», а роль музеев – не только в том, чтобы собирать, хранить и показывать шедевры, но и в том, чтобы помочь человеку понять мир и свое место в нем, связывая коллективный опыт прошлого с ситуациями сегодняшней жизни.
И новая миссия кураторов
В «Мнемософии…» Томислав Шола не только раскрывает смысл нового термина, но и говорит о роли, и даже миссии современных музейных сотрудников: «Музеи и другие институты памяти должны снабжать нас ответственным знанием, которое помогало бы нам приспособиться к неизбежным переменам. <…> Эта профессия <музейных работников> должна бороться за мудрость в обществе. Чтобы обрести общественный вес, нам надо выйти из комфортной зоны сферы прислуживания».
Книга, как отмечает в предисловии ее переводчик искусствовед Ольга Синицына, не для ленивого читателя! Дело не в сложности терминологии – она здесь, к слову, вполне доступна даже не для специалистов. Просто неожиданно дерзкий, бунтарский взгляд на музей и глубина размышлений ученого требуют от читателя и непредвзятого взгляда, и широты кругозора.
PS.
«Недалеко то время, когда мы окажемся в окружении биотехнологий, погруженными в тотальную иллюзию, подавленными сконструированной интеллектуальной средой и навязанной реальностью. В этой огромной, опасной и туманной иллюзии, в которую будет вовлечен весь мир, нам потребуется дружественная и мудрая профессия, способная напомнить, что же такое реальная реальность».
(Т. Шола, из книги «Мнемософия. Эссе о науке публичной памяти»)