Основатель клуба альтернативного кино «Нефть» Андрей Алексеев и режиссер Мария Сандлер начинают съемки документальной картины о событиях последних 30 лет в нашем городе.

В начале декабря этот проект был представлен в киноклубе «Нефть». Андрей Алексеев и Мария Сандлер рассказали о своих планах, показали часть уже отснятых материалов, обсудили с пришедшими сюжет и название, ответили на вопросы.

Сами съемки начнутся после новогодних каникул, активная фаза предполагается в феврале-марте, затем месяц-полтора на постпродакшн, и в мае, на излете весны 2018 года, работу увидят зрители.
Фильм – рабочее название которого сейчас обозначено как «Притяжение “ярославской весны”» – планировалось посвятить событиям последних лет в Ярославле, которые с легкой руки политтехнологов стали называть «ярославской весной». Но в процессе обсуждения замысла авторы решили изменить временные рамки, охватив и перемены конца 1980-х, и волнения 2000-х, а также новейшую историю города, включающую выборы и арест мэра Евгения Урлашова и последний, ярославский этап жизни депутата областной Думы Бориса Немцова, убитого в 2015 году.
При этом трансформировалась и сама идея произведения – революционно-политическое содержание перестало быть главным. Основу картины составят интервью с известными людьми, которые в разное время олицетворяли дух «ярославской весны» и проявили себя в политике, искусстве, образовании, науке… Их рассуждения о ключевых эпизодах в истории города последних лет будут сопровождаться архивными видео- и аудиоматериалами.

Главная мысль, которую хотят донести создатели ленты: пробуждение общественных настроений в Ярославле во многом связано с живущими здесь неравнодушными гражданами, наделенными обостренным чувством справедливости и предрасположенностью к свободе. При этом фильм не предполагает готовых ответов. Он станет приглашением к размышлению…

Маша, Андрей, почему вы решили снять такой фильм?
Мария:
Однажды я сказала полушутя: «Андрей, ты показываешь кино, я снимаю. Давай объединим усилия!» И вдруг он мне присылает ссылку на питчинг, где можно предложить идею фильма, который в случае отбора жюри получит финансирование.
Андрей: Вообще, изначально я скептически относился к идее снять свой фильм, полагая, что у нас нет для этого ни ресурсов, ни умений… Но в последнее время с самыми разными людьми мы постоянно говорили о том, что в Ярославле происходят неординарные события, и что это интересная и очень захватывающая тема, которую обязательно надо осветить. И тут я увидел информацию о питчинге, отправил ссылку Маше… Так этот процесс и закрутился.
Мария: Первоначально задумывался фильм про те места в городе, которые связаны с так называемой ярославской весной…
Андрей: В понимании узкого круга политтехнологов! Кстати, многие, узнав о нашем проекте, спрашивали, что это такое вообще – «ярославская весна». Фильм как раз ответит и на этот вопрос тоже.
Мария: Поскольку я далека от политики, для себя понятие «ярославской весны» сформулировала как сочетание тех или иных событий, приводящих город в движение – это не только явления политической жизни, но и события в сфере культуры, образования…Скажем, настоящим прорывом в свое время стало открытие в Ярославле Провинциального колледжа или, например, фестиваль «Дар», который в конце 1990-х проводился в Художественном музее.
Наша идея на питчинге была утверждена. Но решение, которое предложила режиссер из Москвы (организаторы прислали к нам «профессионала» в их понимании), не получило поддержки, и денег на съемки картины нам не дали. Тогда мы задумали собрать средства на краудфандинговой площадке Planeta.ru.
Андрей: Я не верил в краудфандинг. Тем более что мы поставили цель: 200 тысяч – такую сумму собрать очень сложно. Но нам в итоге было перечислено 106300 рублей, то есть чуть больше половины от заявленной суммы – так что, по условиям площадки Planeta.ru, собранные деньги мы получим. Мы благодарны всем тем, кто уже помог нам, и тем, кто продолжает инвестировать средства в наш проект. В ближайшее время у нас сложится полное представление о бюджете, а значит, и о том, каким станет весь съемочный процесс. Сам фильм будет соткан из множества интервью и архивных материалов, и зритель после просмотра сделает собственные выводы о том, что же происходило с нами в последние тридцать лет. Мы хотим, чтобы кино получилось дискуссионным, вызывающим споры и обсуждения!

Кто пишет сценарий? Как вообще складывается ваша работа в проекте?
Андрей:
В данный момент нам нужно четко определиться с концепцией картины, поскольку она менялась. И после этого садиться за сценарий, учитывая отснятый материал и информацию из архивных источников, которую мы планируем использовать. Кстати, мы обращаемся ко всем, кто может предоставить какие-то интересные фото- и видеосвидетельства. И будем очень признательны за помощь!

В демо-версии проекта мы услышали комментарии Анатолия Лисицына, Антона Голицына, Юлии Кривцовой, Валерия Кунгурова и других известных людей. Это довольно ответственно – говорить на камеру. Ставили ли участники какие-то условия? Сложно ли было договориться с ними о съемках в картине?
Андрей:
Все откликались с энтузиазмом, всем нравилась идея фильма. И пока все соглашались с нами, что такое явление как «ярославская весна» действительно существует, и его неплохо бы задокументировать. Условий никто никаких не ставил. Чувствовалось, что все переживали перед интервью, готовились, очень ответственно подходили к процессу съемок. И нас это стимулировало серьезно готовиться к каждому разговору.

Почему фильм охватывает именно последние тридцать лет ярославской истории?
Андрей:
Период с 1987 по 2017 год можно в полной мере считать временем «ярославской весны». Конечно, на протяжении этих тридцати лет были разные этапы: и своя оттепель, и свои заморозки – как это бывает и в самой природе.
Мария: Как сказал один из героев нашего проекта, весна – это циклический процесс, и она возвращается к нам снова и снова. Один из вопросов, на который мы ищем ответ в картине: возможна ли новая «ярославская весна»?
Андрей: Символично, что фильм выйдет в 2018 году – это знаковый для нашего города год: 100-летие белогвардейского восстания в Ярославле. У нас в фильме будет краткая историческая справка о ярославских восстаниях, которые происходили на территории края время от времени. Мы – по сути, наследники всех «бунтовщиков» прошлого, которые пожизненно населяют эту территорию.

Вы оба родом из Ярославля. Многие считают, что здесь нет той культурной среды, в которой можно развиваться, что-то создавать, воплощать задуманное, что Ярославль – это провинциальное болото, и лучше отсюда уехать. У вас такие мысли возникают?
Андрей:
В юности такие метания, конечно, были. Пока я вижу себя в Ярославле и хотел бы реализовать себя по максимуму в родном городе. Здесь, конечно, достаточно ограничены возможности. Но есть наша площадка – киноклуб «Нефть», можно воплощать какие-то проекты, и я посвящаю этому свое время, себя. Ну если уж станет совсем сложно, наверное, буду искать другой город или страну.
Мария: Я всегда считала, что в Ярославле реализовать себя сложно. Тут не получается создать команду, которая бы с тобой увлеченно что-то делала. Я про чистый энтузиазм, разумеется. В Москве, например, у меня много друзей, и, хотя мы редко видимся, они всегда готовы на какую-нибудь движуху, даже самую безумную (хотя тоже есть семьи, дети, а расстояния в городе не в пример нашим!). В Ярославле же даже пригласить кого-то на мероприятие – уже проблема! Значит, и зрителя у меня, как режиссера, получается, практически нет. Все замкнуты на себе. Каждый делает что-то свое, никого не подпуская к себе, и к другим не идет. Трудный город… Реализовывать себя в одиночку – тоже не вариант. Для кино нужна команда. Поэтому в основном я занимаюсь платными заказами и стараюсь делать это творчески, по максимуму и от души. Собственное же мое творчество варится в собственном соку. Никакого выхода пока что я не вижу. Вот, быть может, как раз фильм о «весне» получит какой-то резонанс.

Все-таки вы надеетесь, что ваше кино вызовет желание что-то изменить в жизни Ярославля – в отношениях людей к городу, к себе, друг к другу?
Андрей:
Да, конечно! Одна из наших целей – сохранить в истории память о том, что происходило в городе, а другая – вдохновить людей, которые остаются здесь жить, на какие-то поступки, чтобы у них не было ощущения безнадеги, которая у многих сейчас присутствует.
Мария: Именно этого я и жду! Жду, что людям будет не все равно, что кто-то выйдет из сумрака и появится новый «Дар», например. Очень надеюсь на это. Было бы здорово, если бы фильм смог объединить нас всех в одну большую команду с одной большой целью – сделать город добрее, красивее, культурнее! Еще моя личная цель – через этот фильм полюбить город, в котором живу с рождения. Полюбить и поверить в него. Чтоб не хотелось уезжать...