Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления – входят в состав Ярославского музея-заповедника.
В год своего 150-летия музей предлагает цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Раз в месяц, с апреля по сентябрь, ведущие специалисты музея-заповедника непосредственно в том или ином храме рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.
Автор первой экскурсии – заместитель директора по научной работе Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская – предложила посмотреть на Спасо-Преображенский собор как зеркало своего времени.
Спасо-Преображенский собор – древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней. В XVI веке это было одно из двух каменных зданий в городе (второе – Успенский собор на Стрелке), остальные сооружения в то время строили из дерева.
Спасский собор, каким мы его видим сегодня, построен в 1515 либо в 1516 году на фундаменте первого собора, возведенного в XIII веке и к началу XVI века уже обветшавшего и пострадавшего от городского пожара 1501 года. Неизвестно, рухнул ли собор во время пожара или просто был сильно разрушен и его разобрали – так или иначе возникла потребность в возведении нового храма.
Архитектурные очертания современного Спасского собора напоминают формы Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Причина в том, что новый храм строили московские мастера, присланные Василием III, отцом Ивана Грозного.
К Василию III обратились монастырские власти, поскольку каменное строительство требовало очень больших средств: приходилось оплачивать не только покупку камня, но и платить налоги – за его использование, добычу, перевозку к месту строительства и так далее. Василий III не только дал деньги на строительство собора, но и прислал артель мастеров, поскольку в Ярославле никто строить из камня не умел.
Есть основания считать, что авторство собора принадлежит итальянскому архитектору (возможно, венецианскому) – одному из тех, кто в это время заканчивал работы по возведению Московского Кремля. Скорее всего, это был мастер не «первого ряда», но, безусловно, один из лучших для того времени.
Фрески Спасо-Преображенского собора – редчайший памятник храмовой росписи эпохи Ивана Грозного.
Монастырь вообще пользовался большой благосклонностью московских князей, но Иван Грозный любил его особенно. Одной из причин тому стало чудесное исцеление первой жены царя Анастасии после поклонения хранившимся в соборе святым мощам Федора, Давида и Константина. Сам Иван Грозный не только неоднократно посещал Спасский монастырь, но и постоянно одаривал его: сохранилось более 50 жалованных царских грамот – это передававшиеся во владение земли, деревни, рыбные ловли… Очевидно, Иван Грозный принимал активное участие и в оформлении Спасского собора вместе с монастырскими властями и митрополитом Макарием.
Интерьер центрального храма Спасо-Преображенского собора расписан почти через пятьдесят лет после возведения, в 1563 – 1564 годы, о чем свидетельствует сохранившаяся настенная летопись. Из нее следует, что артель живописцев Спасского собора состояла из пяти человек: трех москвичей – Лариона Леонтьева, Третьяка и Федора Никитиных и двух ярославцев – Афанасия и Дементия Сидоровых.
Расписывался храм только в теплое время, так как он не отапливаемый.
Сегодня Спасо-Преображенский собор – единственный в Ярославле храм, в котором нет иконостаса. Благодаря этому можно видеть, как устроена алтарная часть, и какие таинства в ней совершаются во время церковной службы (в Спасском соборе они проходят дважды в год – 24 мая и 19 августа).
Иконостас, который существовал здесь в XVI веке, был не высоким (привычный нам сложится только к концу XVI века), он состоял из трех рядов икон. Поэтому храмовые композиции – Богоматерь на престоле, Преображение Господне и другие – прихожане в то время видели.
В алтарной части сохранилось редчайшее для древнерусской монументальной живописи изображение Бога Отца, Саваофа. О «статусе» говорит обязательный признак такого изображения – звездчатый нимб. Православная церковь категорически запрещала художникам писать Бога Отца, поскольку «никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении». Но образ старца, сотворившего мир, был настолько притягателен, что художники иногда нарушали запрет.
Изображение Саваофа в ярославском соборе считается одним из первых самостоятельных изображений Бога Отца, вне композиции «Троица Новозаветная». Это серьезный шаг в развитии древнерусского искусства.
Фигура мастерски вписана в криволинейную поверхность, имеющую сферическую форму, с учетом перспективы и с учетом того, что люди смотрят на изображение снизу вверх. Еще одна любопытная деталь: художники совсем не работали с белой краской, белые одежды Саваофа – это цвет грунта (левкаса), для которого использовалась специально гашеная известь.
В жертвеннике Спасо-Преображенского собора изображен фантастической красоты образ Иоанна Предтечи. Здесь он предстает в виде ангела пустыни, с двумя крыльями, в наброшенной на плечи звериной шкуре. Фреска дошла до нас с утратами, но мощь Иоанна Предтечи все равно прочитывается. В правой поднятой руке пророка должен быть крест (изображение не сохранилось).
По своей эмоциональности лик тяготеет к живописи Феофана Грека и Андрея Рублева. Вообще, такая эмоциональность церковной живописи – характерная черта эпохи Ивана Грозного. Таким образом художники передавали ощущение тяжелого, кровавого времени, в которое они творили.
Многочисленные живописные утраты и неяркий колорит красок Спасо-Преображенского собора – следствие непростой истории этого храма.
В XVIII веке, когда Ярославль получил статус губернской столицы, возникла потребность сосредоточить в городе все важнейшие учреждения не только светской, но и духовной власти. Архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. А под резиденцию архиепископов ярославских и ростовских – Архиерейский дом – был выделен упраздненный Спасский монастырь.
Новый статус повлек за собой перепланировку территории монастыря, снос прежних и сооружение новых строений. Размеры Спасо-Преображенского собора были увеличены, в нем растесывали окна, закладывали арки, пристроили полукруглую апсиду и перенесли в нее алтарь. Живопись при этом поновлялась. В ходе реставрационных работ, которые проводились с 1960-х годов, было снято примерно пять поздних наслоений, чтобы открыть росписи XVI века.
Переписывая фрески, в начале XVIII века мастера использовали темперные краски, а в начале XIX века поверх них нанесли масляные. Масло не дружит с темперой – начинает лопаться, сворачивается и осыпается. Кроме того, в свое время, очищая стены от копоти и свечного нагара, их промыли едким каустиком. Каустик съел весь красочный пигмент. То, что мы видим сейчас, это рефть – своеобразный подмалевок под будущее изображение. В нем, конечно, есть свое очарование и даже благородство. Но это не те яркие, насыщенные, звучные краски, которые характерны для древнерусской живописи…