Рок-группа «Агата Кристи» получила статус культовой еще в середине 90-х годов. Их альбомы «Позорная звезда» и «Опиум» взорвали все российские чарты и хит-парады. Даже после распада «Агаты Кристи» количество ее поклонников измеряется сотнями тысяч, а песни и клипы группы до сих пор находятся в постоянной ротации на радио и телевидении.
7 ноября Ярославль посетил один из лидеров легендарного коллектива Вадим Самойлов. Вместе со своими музыкантами он представил публике ностальгический концерт, в котором исполнил все хиты за время существования «Агаты Кристи». Зрители вновь услышали знаменитые песни и увидели уникальную мультипликативную арт-видеопостановку. А перед началом концерта в клубе «Горка» музыкант дал эксклюзивное интервью vashdosug.ru.
Интервью: Евгений Мохов. Фото из архива Вадима Самойлова (предоставлено пресс-службой группы)
Вадим, у многих поклонников группа «Агата Кристи» ассоциируется с молодостью и ностальгией. В чем по-вашему, феномен такого явления, как «музыкальная ностальгия»?
Музыкальная ностальгия ничем не отличается от обычной. Ностальгические чувства связаны с некоторыми психологическими маркерами, которые запускают процессы каких-то воспоминаний чувственных у человека. Соответственно, любые литературные, музыкальные, визуальные произведения, которые навевают человеку воспоминания о прошлом, можно считать ностальгическими. В пору середины 90-х, то есть 20 лет назад, «Агата Кристи» была очень популярной группой и гремела из всех щелей. Поэтому, бесспорно, у той части людей, которым сейчас за 40, в тот период наверняка была молодость, институты любви и все остальное. Сейчас у них уже есть свои дети, и они опять приходят на концерты любимой когда-то группы.
Сейчас модно открывать спортплощадки, а мы когда-нибудь придем к тому, что будут открывать аналоги дворцов молодежи, где можно будет поиграть на музыкальных инструментах?
Совершенно верно, это следующий шаг. Сейчас взялись за здоровье молодых людей с точки зрения физкультуры, зарядки и спорта. Это хорошо! Но один спорт без духовного и гуманитарного развития повлечет за собой укрупнение организованной и уличной преступности, как это не раз уже бывало. Поэтому хорошие спортивные предложения нужно компенсировать и гуманитарным крылом. В этом смысле необходимо восстановление, осмысление и перебрендирование домов культуры, центров детско-юношеского творчества (причем творчества в сфере искусства, культуры и также научно-технической отрасли). То есть нужно полностью восстановить эту историю, насытить ее какими-то новыми вещами и соединить в большую федеральную интернет-сеть… Я постоянно везде говорю о том, что этими вещами нужно заниматься.
По идее, тут должен быть и какой-то наглядный пример, как с тем же спортом, когда открыли новый централизованный канал. Нужно ли пойти по тому же пути и открыть канал с хорошей рок-музыкой?
Современная рок-музыка — это, знаете, нечто такое сложноописуемое. Поэтому сейчас нужен даже не рок-канал, а канал с современной молодой музыкой. Такой проект был бы интересен. Современная музыка, которую сейчас пишут молодые ребята, находится где-то между жанрами: это и полу-поп, и полу-рок, и полу-рэп, и полу-хип-хоп — получается такой фьюжн. Сейчас уже нет смысла разделять какие-то жанровые радиостанции и телеканалы, целесообразнее сделать какой-то один молодежный канал, в котором будет сосредоточено много молодых культурных начинаний.
Кто в этом случае сможет заниматься контентом такого канала?
Нужно взять тех людей, которые, прежде всего, увлекаются работой с молодежью. Что касается поп- и рок-музыки, то я этим занимаюсь давно и последовательно. Если взять рэп и хип-хоп, то этим занимается, например, Влад Валов. В сфере академической и народной музыки тоже можно всегда подобрать компетентных экспертов.
Считаю, что к этому надо привлекать тех людей, которые сами хотят быть педагогами, проводить мастер-классы и выращивать новое поколение музыкантов разных направлений.
Мы с вами разговариваем 7 ноября, в день, который у многих ассоциируется с революцией. Можно ли в ближайшие годы ждать революции в российской и мировой музыке?
Мне кажется, что революция в музыке у нас впереди, и она произойдет через несколько лет. Причем это коснется не только музыки, а вообще будет неокультурная революция. Потому что, посмотрите, сейчас на рынке и в медиапространстве одновременно существуют все жанры, которые появились в ХХ веке. В той же рок-музыке они появлялись постепенно. Например, в 50-е-годы зародился рок-н-ролл, в 60-е- ритм-энд-блюз с психоделикой, в 70-е — прогрессивный рок, дальше — тяжелый рок и панк, потом — нью-вейв, затем гранж… Все развивалось равномерно. И сейчас все эти жанры существуют одновременно. Есть успешные гранж-группы, рэгги-группы. Это говорит о том, что сейчас происходит такое декадентское переваривание культуры в самой себе. И из всего этого в ближайшие три-пять лет обязательно появится что-то новое.
От какого поколения придет эта новизна?
От тех ребят, которые сейчас учатся в старших классах и на первых курсах институтов. Когда им будет по 25–27 лет, кто-то из них впитает этот мир и сможет сформулировать ему претензии или посыл тем языком своего поколения, который сейчас еще только формируется. Это вопрос перехода количества в качество. Количество сейчас огромное, и нам нужно ждать лишь перехода в качество, он неминуемо произойдет.
Будем надеяться. А как относитесь к модному ныне краудфандингу?
Скажем так: я за все способы, если появляются какие-то интересные проекты и есть возможность их поддержать. Эти такие способы, как краудфандинг, донэйт или поиск меценатов. Это нормально.
Многие поют ваши песни за столом, а что лично вы исполняете в компании?
Лично я за столом ничего не пою (улыбаясь). Знаете, я не так часто устраиваю какие-то семейные посиделки с гитарой, просто не люблю такой формат празднования. Дни рождения тоже не отмечаю. Последний раз я праздновал свое 40- или 45-летие, точно не помню. Тогда мы собрались в ресторане, среди гостей были «Би-2», там же был и Глеб. И в конце вечера все закончилось тем, что мы хором пели все подряд, и ребята из «Би-2» исполняли под караоке свои песни.
Благодарим пресс-атташе группы Анастасию Логинову за помощь в организации интервью.