Безграничное чувство радости, света и любви… Таким отразила этот мир Ариадна Соколова. В год 90-летия мастера Ярославский художественный музей предлагает вспомнить об этом вновь, приглашая на выставку «…Своё счастье быть».
Собрание Художественного музея включает более ста произведений Ариадны Соколовой. Столь обширная коллекция позволила выстроить экспозицию, в которой представлены практически все этапы творчества художницы – от ранних ученических этюдов 1940-х годов до произведений, созданных в последние годы жизни.
Каждая работа – как новая грань творчества. В каждой Ариадна Соколова и похожа на себя и не похожа. Она прошла через увлечение импрессионистами, народным примитивным искусством, отдала дань экспрессионизму, экспериментировала с цветом и формой. При этом ее манеру всегда отличали утонченность, какая-то особая одухотворенность, тяга к декоративности. И, конечно же, жизнерадостное восприятие мира! Как будто о ней строчки Николая Заболоцкого: «И девочка ликует и смеется, охваченная счастьем бытия…» Принимавшая все проявления жизни как дар, сама Ариадна говорила: «Художник идет всему навстречу… Художник не говорит «нет». Он говорит «да». «Да» художника – делаю, отдаю, дарю, люблю, помню».
…Ариадна Соколова родилась в Ярославле. Окончила Ярославское художественное училище, затем - ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Я. Репина. Работала художником в Ярославском театре музкомедии (он располагался в здании нынешней филармонии), в Ярославском отделении Художественного фонда СССР. Известность в широких кругах ей принесли два портрета – Александры Корсаковой, последней жены художника Татлина, и Ирины Щёголевой, супруги Натана Альтмана.
Живя в советской стране, Ариадна Соколова умудрялась всегда отклоняться «от генеральной линии соцреализма» – мыслила и творила по-своему. Тем не менее получила официальное признание – стала заслуженным художником России, лауреатом областной премии им. А.М. Опекушина. А ее произведения составили коллекции многих музеев и частных собраний.
Последние двадцать лет жизни Ариадны Соколовой были посвящены созданию музея современного искусства, который она называла «Дом муз». Художница выстраивала этот дом своеобразно. Причудливо переплетая собственную живопись и работы непрофессиональных художников. Выставляя рядом светильники, собранные из остатков люстр и ламп, найденных на помойке, и старые музыкальные инструменты. Объединяя в едином пространстве шедевры известных мастеров и коробки от конфет, венские стулья и чугунные утюги…
Денег на то, чтобы содержать этот музей, у нее не было. А помощи меценатов Ариадна при жизни не дождалась. Сегодня в придуманном ею доме идет ремонт (на средства одного из ярославских бизнесменов). Здесь должен открыться музей современного искусства. Как и мечтала Ариадна Леонидовна. Вот только экспозиция будет совсем иной! Саму же художницу, дай бог, если удостоят памятной таблички. Что здесь сохранится из наследия мастера – пока не понятно.
А наследие ее многогранно. Ариадна Соколова была не только живописцем и графиком, она еще писала стихи, рассказы, пьесы, эссе. Название нынешней выставки дала строчка из ее стихотворения, предельно точно отражающего творческое кредо: «Художник – это энергия. Энергией измеряется весь ход жизни – от просто ходить, говорить, знать до удивительно прекрасного – делать. И не только картину, но и своими руками раму и своё настроение и своё счастье быть…»