Своеобразный виртуальный тур по городам Европы позволяет совершить новая выставка Ярославского художественного музея.
Само название экспозиции «Академик. Художник. Моряк. Алексей Боголюбов» настраивает на тему путешествия. Художественный музей впервые представляет работы этого живописца, которого снобы, конечно, не отнесут к художникам первого ряда. Специалисты же подчеркивают, что Боголюбов был одним из немногих мастеров, кто сумел передать красоту морского пейзажа, не используя нарочитого преувеличения и спецэффектов а-ля Айвазовский.
Выставка, включающая шестнадцать произведений, выглядит совсем камерной. Но для того чтобы она открылась, потребовались усилия сразу шести художественных собраний — в экспозицию включены живопись и графика Боголюбова из музеев Вологды, Иванова, Костромы, Переславля-Залесского, Рыбинска и Ярославля.
Амстердам и Неаполь, Лихтенштейн и Палермо, Петербург и Киев, побережье Ла-Манша и Швейцарские Альпы — таким окажется маршрут зрителя на этой выставке. Морских пейзажей, которые ожидаешь увидеть здесь в первую очередь, — немного. Но представление о том, каким видел море Боголюбов, и чем его взгляд отличался от других маринистов, — получить вполне можно.
Морской офицер, более десяти лет прослуживший во флоте, и талантливый живописец и рисовальщик, Алексей Боголюбов родился в 1824 году в Новгородской губернии в семье отставного полковника. Рано лишился отца и был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус. Оттуда перевелся в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил в звании мичмана.
Уже во время учебы у Боголюбова проявилась любовь к рисованию, которая с годами только возрастала. Этому способствовали заграничные плавания, дававшие возможность познакомиться с произведениями лучших западноевропейских художников. Однажды Боголюбов оказался в числе офицеров корабля, на котором совершал путешествие герцог Максимилиан Лейхтенбергский, президент Академии художеств. Эта встреча стала судьбоносной — моряк решил стать художником.
По окончании Академии художеств Боголюбова назначили художником Главного морского штаба. Оставив военную службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе, выполняя различные заказы штаба и высокопоставленных особ. А, вернувшись, отправился в путешествие уже по России, которую почти совсем не знал. Любопытно, как отразилось, например, открытие Волги в записках живописца: «Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал: ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными воротами и, наконец, Саксонская Швейцария? Какая это мелочь и сколько этого добра стоит на Волге...»
По состоянию здоровья в последние годы Алексей Боголюбов жил в Париже, приезжая в Россию только в теплое время года. В его парижской мастерской постоянно собирались русские живописцы — Репин, Поленов, Антокольский, Верещагин… Руководимый Боголюбовым русский художественный кружок в Париже создавал условия для работы мастеров, живших вдали от родины.
Сам художник был одинок, рано лишился жены и сына, считал долгом жить «на пользу родине, родному художеству, воспитанию юношества». В Саратове Боголюбов открыл первый провинциальный публичный музей и рисовальную школу, завещав им все свое состояние и художественную коллекцию. Музею он дал имя своего знаменитого деда — революционера А.Н. Радищева.
Скончался Боголюбов во Франции, а похоронен был в Петербурге рядом с родителями. В 1941 году его прах перенесли на кладбище Александро-Невской лавры, где собирались установить новый памятник. Но в вихре последующих событий место перезахоронения художника оказалось утерянным…