На новой выставке музея-заповедника «Предметный разговор о превращениях» экспонаты рассказывают о себе сами…
Говоря о своей собственной жизни, музейные предметы одновременно ведут разговор и об истории самого музея-заповедника, о прошлом и настоящем Ярославля, о жителях города — от неизвестных героинь, запечатленных на провинциальных портретах, до игроков футбольного клуба «Шинник» и байкеров «Черные медведи».
— Это именно мы, музейные предметы, говорим с вами. Наконец-то нам дали такую возможность… Конечно, в глубине души вы всегда знали, что у каждого предмета есть душа и голос. И каждый предмет — это индивидуальность с собственной биографией и характером, желаниями, мечтами… но почему-то об этом не принято говорить вслух. На этой выставке наконец-то каждый из нас поведает свою историю…
С такого обращения к зрителю от лица десяти музейных экспонатов начинается выставка. Среди обратившихся очень неожиданные персонажи — от черепа шерстистой носорожихи, жившей на территории Ярославской области в эпоху Ледникового периода, до таблички «Пл. Подбельского», которая занимала место на фасаде одной из башен музея-заповедника и указывала на название площади в советское время.
Сама экспозиция построена не по привычным правилам: когда берется какая-то тема и под нее подбираются музейные предметы. Главный герой здесь — сам музейный экспонат, а сюжет выстраивается уже вокруг него. И таких сюжетов — иногда трагичных, иногда похожих на детективную историю — здесь тоже десять.
Судьба каждого музейного раритета удивительна и наполнена чередой бесконечных превращений… Вот, скажем, японская ваза, ставшая футбольным кубком. Вообще-то, она и не ваза вовсе, а курильница для благовоний, созданная японским мастером эпохи Мейдзи (1868–1912). В конце XIX века, когда Европу захлестнула мода на все японское, а Страна восходящего солнца превратилась из закрытого государства в крупную мировую державу, такие вещи стали делать специально на экспорт. Курильница проделала длинный путь в Россию, где долгое время украшала одну из дворянских усадеб. В советские годы ей, уже переименованной в вазу, нашли иное применение — с 1938 года произведение искусства использовали как футбольный кубок. Приз был переходящим, поэтому ваза путешествовала по разным клубам, пока не оказалась в спортобществе «Динамо». Причем неоднократный победитель футбольных турниров послевоенных лет получил этот трофей навсегда. Но в 1986 году руководство клуба все же решило отдать кубок в музей. На выставке — в знак недавнего общего прошлого — экспонат, вновь ставший вазой, разместили рядом с атрибутами, раскрывающими историю футболистов «Шинника».
Вообще, в коллекции музея-заповедника порядка 350 тысяч предметов! Отобрать из них десять и составить выставку — задача, которая кажется в принципе нерешаемой. Поэтому работа велась в духе «культуры участия». Автор идеи проекта Екатерина Змеева привлекла к реализации не только сотрудников музея и искусствоведов, но и представителей разных городских сообществ, которые выступали в роли экспертов, консультантов, носителей истории. К обсуждению приглашались буквально все. И ярославские байкеры — чьим логотипом стал медведь с городского флюгера, который до начала ХХ века размещался на башне Спасо-Преображенского монастыря. И футбольный клуб «Шинник», конечно же. И участники группы проекта в Фейсбуке — с их подачи, кстати, была названа Корнелией та самая шерстистая носорожиха, от которой остался только череп. Так и состоялся этот «Предметный разговор». В 2014 году проект стал победителем XI конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина и получил грант на реализацию.
За время воплощения у проекта появились свои талисманы — Потаповна и Никитишна. Это героини ярославских портретов, написанных неизвестными провинциальными авторами, имена которым дали кураторы проекта, современный облик создал художник Николай Кошкин, а озвучили Надежда Балуева и Екатерина Кузнецова. Пока у проекта не появился собственный сайт, услышать голоса Потаповны и Никитишны можно только на выставке «Предметный разговор о превращениях».