Свой 96-й день рождения Художественный музей отметил открытием выставки «Египетский сервиз. Дипломатический дар Наполеона».
В истории этого экспоната, который до конца марта будет украшать один из залов Музея зарубежного искусства, много необычного…
Египетскому сервизу, входящему в десятку самых известных сервизов мира, уже больше 200 лет. Но ни один предмет за эти годы не пострадал и даже не утратил своей изначальной красоты. Тарелки и конфитюрницы, сахарницы и «мороженицы» (холодильники для вина), сливочники и компотники (чаши для фруктов с сиропом), чайные и кофейные чашки — так же, как и во времена своего создания, завораживают необычной формой и росписями. Какие-то предметы выполнены в форме священных жертвенных сосудов или царских корон, какие-то украшены фигурами египетских фараонов или животных. Все они расписаны иероглифами, знаками зодиака, геометрическим и растительным орнаментом, сюжетами египетских мифов. Ни на одном предмете рисунок не повторяется! Центральное место в сервировке отдано уменьшенной модели храмов в Фивах и Луксоре, сделанной из бисквита — белого матового фарфора, который кажется почти прозрачным…
Этот сервиз прекрасно сохранился, поскольку никогда не использовался по прямому назначению. Изготовленный в 1802–1804 годы по заказу Наполеона на Севрской фарфоровой мануфактуре, набор роскошной посуды был преподнесен российскому императору Александру I в 1808 году в честь заключения союза между Россией и Францией. Но подарок напоминал царю сначала о поражении русской армии при Аустерлице, а после — о войне 1812 года. Так что Египетский сервиз по сути сразу стал музейным экспонатом — был отдан на хранение в Оружейную палату, а в 1924 году его передали в музей, который сегодня носит название Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».
История рисунков, украшающих тарелки Египетского сервиза, тоже необычна. Их автор — барон Доменик Виван Денон был личным советником Наполеона по культуре. Но он не должен был участвовать в египетской кампании Бонапарта 1798–1801 годов. Тем не менее, уговорив посодействовать Жозефину, барон сумел оказаться в числе художников и архитекторов, которые отправились в экспедицию.
Пока армия сражалась, Денон открывал для себя экзотическую страну и рисовал все, что видел. Его альбом гравюр «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту» стал основой для создания скульптурного декора, тематических и орнаментальных росписей будущего Египетского сервиза.
Некоторые гравюры из альбома барона Денона хранятся в собрании Музея-панорамы «Бородинская битва». В сочетании с Египетским сервизом они не экспонировались ни разу. Ярославский художественный музей, соединив в одном пространстве эти две коллекции, предоставляет зрителям уникальную возможность увидеть, как графика отражается в росписи фарфора.
И еще одно удивительное обстоятельство связано с Египетским сервизом. Подобного рода экспонаты почти никогда не демонстрируются в провинции. Сложно и опасно вывозить столь хрупкие вещи. Редкие путешествия возможны лишь по приглашению самых известных музеев мира. Египетский сервиз побывал в Америке и Европе, но в России не экспонировался нигде. Ярославль стал первым городом, в котором представлено это изящное произведение