Двумя юбилейными выставками открылся очередной выставочный год в ярославском Союзе художников.

Новые экспозиции в зале на Максимова появились как раз к Старому Новому году, такому любимому и только нам понятному празднику. Одна из выставок приурочена к юбилею Светланы Арсюты, другая — к 60-летию Андрея Аранышева. Очевидно, так сложилось случайно, но экспозиции оказались как никогда контрастными. И по тематике, и по настроению…

Любимый жанр Светланы Арсюты — пейзаж. Главная живописная техника — пленэр. Улочки Гурзуфа или Романово-Борисоглебска, архитектура Ростовского кремля или храмы Владимира, пляжи Крыма или речной причал в Угличе — в своих работах художница отразила всю географию собственных путешествий. «Мои холсты — дороги, которые пройдены, встречи, которые были… Почти краткая автобиография…», — говорит Светлана о своих работах.

Стремясь зафиксировать каждое мгновение жизни, самые изменчивые переливы цвета и света, художница создает очень музыкальные произведения. Здесь краски звучат то во всю силу — в наполненных радостью жизни и красотой солнечного юга полотнах, то приглушенно и лирично — в неброских пейзажах наших северных мест.

Совершенно другие эмоции на выставке Андрея Аранышева… Мир, может быть, и красив, но так далек от совершенства. Люди — притягательны, конечно, но отношения часто лишены гармонии. Автор явно смотрит на жизнь с изрядной долей скепсиса. Хотя можно сказать чуть иначе: отношение художника к жизни не оптимистичное или пессимистичное, а философское.

Многие из тех, кто придет на выставку, безусловно, вспомнят картины Аранышева предыдущих лет, где живопись была более фигуративной, полотна населяли по большей части клоуны, музыканты, уличные актеры, утонченные и слегка манерные дамы, а мир хотя и не был постоянным праздником, но жизнеутверждающее начало в нем все же преобладало. В новых работах доминируют разломанные формы, сюжеты напоминают «Гернику» П. Пикассо и причудливые образы Х. Миро, а персонажи полотен грустны или задумчивы и погружены в себя.

Какие-то из произведений Андрея Аранышева довольно сложны для восприятия, картины часто отсылают зрителя к мировой культуре, и не всегда достает знаний, чтобы считывать эти образы. Так что тем, кто глубоко знаком с историей изобразительного искусства, можно только позавидовать…