Первая встреча проекта «Дом с картины». Фрагменты.

В цикле авторских экскурсий Андрей Чекмарёв – искусствовед, исследователь русской усадьбы, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства – рассказывает об уникальной судьбе дворянских усадеб. Каждая встреча-исследование посвящена конкретному дому, который можно увидеть на одной из картин, входящих в коллекцию Ярославского художественного музея. «Странные сближенья в прошлом и настоящем усадьбы Островки» – так назвал первую экскурсию Андрей Чекмарёв…

Пространство встречи: произведение Станислава Жуковского «Усадьба «Островки». Отблески вечерней зари» (1912 г.).
Хронология событий: конец XVIII века – наши дни.
География: современная Тверская область.
 

Незаслуженно забытый сегодня автор, Станислав Жуковский, в начале ХХ века входил в число самых известных русских пейзажистов. Один из любимых учеников Левитана. Очень востребованный и успешный мастер начала ХХ века. В 1920-е годы он покинул Россию и до конца своих дней жил в Польше.

В работе «Усадьба «Островки». Отблески вечерней зари» Жуковский, как и многие живописцы того времени, отразил закат русской усадебной жизни. Этот дом художник снимал как дачник с ранней весны до поздней осени несколько лет подряд. Последние владельцы поместья Сергей и Наталья Красенские к началу ХХ века – это уже обедневший дворянский род. Поэтому летом они перебирались жить в небольшой флигель возле дома, сдавая особняк в аренду.

В настоящее время известны 34 работы Жуковского, созданные в усадьбе «Островки». Любопытно, что интерьеры дома на разных картинах отличаются. Художник позволял себе в соответствии с замыслом будущего произведения не только переставлять мебель в доме, но и перевешивать портреты на стенах. Скорее всего, он еще и обставлял комнаты личными предметами и вещами, привезенными с собой.

Барский дом, парк и озера усадьбы «Островки» десятки раз становились темой картин и многих других живописцев. В истории этого места в частности пересеклись судьбы двух известных мастеров – крепостного художника Григория Сороки и его знаменитого учителя Алексея Венецианова…

Первыми владельцами усадьбы были дворяне Милюковы, происходившие из крещеных татар. Среди их крепостных числился и Григорий Сорока. По отцу он был Васильевым. Вероятно, за свою бойкость, непокорность, волю к свободе получил прозвище Сорока, оставшееся в истории фамилией. Сначала судьбой Григория распоряжался Петр Милюков, а после – его старший сын Николай Петрович.

Учиться живописи Григория отдали Алексею Венецианову, который жил неподалеку, в деревне Сафонково Тверской губернии. Венецианов неоднократно просил Николая Милюкова дать вольную своему самому талантливому и самому любимому ученику, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого. По легенде причиной тому была любовь, которую испытывали друг к другу старшая дочь Милюкова Лидия и Григорий Сорока. Григория барин насильно женил на одной из крепостных, и почти сразу же выдал замуж Лидию.

Помещик не спешил освобождать своих крестьян и после отмены крепостного права. Это вызвало несколько волнений, в которых участвовал и Григорий Сорока. Он же писал жалобы от всей общины на Милюкова. За это был осужден на трехдневное заключение под стражу и телесное наказание. Скорее всего, этот арест и ожидание унизительной расправы стали причиной самоубийства: художник повесился. Ему шел 41-й год.

Произведения, написанные Григорием Сорокой в здешних местах – «Кабинет в Островках», «Рыбаки. Вид на озеро Молдино», «Портрет E.H. Милюковой», хранятся сегодня в Русском музее.

Трагически закончилась и жизнь Венецианова. Он разбился в одну из зимних поездок: на ухабе кучера выбросило в сугроб и лошади понесли… Деревня в Тверской области, где он был похоронен, сегодня называется Венецианово.

Сам усадебный дом дожил до наших дней! Но поменял адрес. В 1929 году крестьяне деревни Овсище купили его и перевезли к себе, чтобы использовать под больницу. Когда в деревне появился больничный городок, бывшие дворянские залы усадьбы превратили в коммунальные квартиры. И сейчас здесь еще живет одна семья, но вот-вот переедет. Весь первый этаж дома отдан под библиотеку. В ней проводятся встречи и праздники. А местное руководство планирует проложить по Тверскому краю новый туристический маршрут – так называемое Венециановское кольцо, которое будет включать и визит в бывшую усадьбу «Островки», и посещение этого дома в Овсище, и экскурсию по тем местам, которые можно увидеть на полотнах Григория Сороки и Алексея Венецианова. Кстати, здешние виды с тех времен почти не изменились…


Вторая встреча цикла «Дом с картины» в Художественном музее пройдет 12 марта в 16:00. Стоимость – билет на экспозицию «Русский пейзаж».
На этот раз Андрей Чекмарёв расскажет о родовом гнезде графов Орловых – усадьбе «Отрада». Обещана захватывающая история про знаменитые бриллианты, дворцы, интриги, дуэли, орловских рысаков, судьбу княжны Таракановой, грех цареубийства, посмертные странствия и… страшный финал с костром из гробов.