Новая выставка Ярославского художественного музея предлагает перелистать страницы нашей недавней истории.

Само название экспозиции «Картина жизни, жизнь в картине» не раскрывает в полной мере масштаб этой выставки. Если по форме, то перед нами произведения бытового и исторического жанра, созданные русскими художниками в конце XIX – начале XX века. А по сути, это отражение нас самих и наших представлений о себе и своей истории, которые зафиксированы живописцами и скульпторами.

Самое любопытное на этой выставке – сравнивать то, что нам известно о собственном прошлом по школьным урокам, с тем, как это видели художники. Кто-то из них был непосредственным свидетелем событий, кто-то занимался реконструкцией, кто-то сочинял свою историю, тяготея к костюмированным сценам. Академики писали по строго заданной схеме, подчеркивая значимость события и посвящая полотна главным историческим персонажам. Передвижники обращали внимание на переломные моменты и отражали жизнь простых людей, их эмоции и отношение к происходящему. 

Бытовой жанр, который редко отделим в чистом виде от исторического, увлекает бесконечным многообразием тем и сюжетов. В работах, составивших экспозицию, можно встретить всё – от социального обличения и критики действительности, а также изрядной доли нравоучительности, до восхищения перед красотой мира и отражения самых эмоциональных сторон жизни.

Большинство произведений, представленных на выставке, давно не покидали запасников Художественного музея. А некоторые показываются впервые после длительной реставрации, как, например, гипсовая модель памятника Петру I скульптора Опекушина. Так что зрителям предоставлена прекрасная возможность оценить коллекцию музея, в которой есть и знаменитые Николай Ге, Виктор Васнецов, Абрам Архипов, Александр Опекушин, Василий Верещагин и менее известные, но очень талантливые авторы, незаслуженно забытые сегодня.

Среди экспонатов – три работы из собрания Рыбинского музея-заповедника. Самое ценное из них – картина Николая Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея». Это авторское повторение одноименного полотна. Произведение создавалось к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Николай Ге задумал эту картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии, чувствуя себя, по собственному признанию, «совершенным итальянцем, видящем все в России в новом свете». Художник считал, что новой страна стала благодаря реформам Петра, и начинал свою работу, испытывая невероятную симпатию к царю. Позже, изучив документы, вдруг осознал, что симпатии не может быть. Сохранилась такая запись в дневнике Николая Ге: «Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца. И это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» Вся эта история изложена в этикетке к картине. Столь же подробные описания сопровождают и большинство работ, представленных в экспозиции, позволяя зрителю не только оценить художественную ценность произведений, но и узнать что-то новое об авторах.

Новая выставка продлится все лето – такой подарок решил преподнести Художественный музей ценителям искусства.