В Музее современного искусства открыта экспозиция, посвященная Ариадне Соколовой.
Благодаря именно этой талантливой художнице сохранилось здание, в котором сегодня располагается Музей современного искусства. Многие по-прежнему называют его Домом муз, как того хотела Ариадна Соколова, и стремятся сюда, вспоминая о своих фантастических встречах с этим местом. Но сегодня ничего общего с тем, что было при жизни Ариадны, в доме нет. Здесь – новое выставочное пространство. Сменяющие друг друга экспозиции современных авторов. Новые люди. Новый формат, как говорится.
Тем, кто помнит Ее дом, повезло. Мы знали иное прошлое. Хотя кому-то, как мне, довелось увидеть лишь руины этой истории.
…Особняк в стиле модерн построил в 1908 году преуспевающий ярославский врач Николай Бибиков. В советское время помещение превратили в обычную коммуналку. Когда дом совсем обветшал, жильцов переселили. Само здание подлежало сносу. Но однажды сюда случайно заглянула Ариадна Соколова. В захламленном, загаженном, по сути, бараке она замерла от очарования. От былой красоты тут оставались лишь дубовая лестница на второй этаж и стрельчатые окна. Но в воображении художницы уже возник образ будущего Дома.
Ариадна не стала никого упрашивать – взялась восстанавливать здание сама, добившись от городских властей права на безвозмездную аренду. Находила благотворителей, тратила личные средства. К концу 1990 года в Доме муз, как она его назвала, открылась картинная галерея. Здесь стали проводиться творческие вечера, концерты, устраивались спектакли, литературные встречи, кинопоказы. Даже подвал осушили, планировали сделать в нем музыкальное кафе.
Ариадне Леонидовне удалось собрать уникальную коллекцию современного искусства, включавшую работы М. Кичигина и В. Кузнецовой-Кичигиной, К. Коровина, А. Васнецова, М. Реутовой, образцы наивного и примитивного искусства, а также редкие примеры ар-брюта, предметы дореволюционного быта, детские работы, выполненные в разной технике, и игрушки от 50-х гг. ХХ века до наших дней… Всего – более 1600 произведений.
Здесь все было странно и причудливо переплетено. Собственная живопись Ариадны Соколовой и работы самодеятельных художников. Светильники, собранные из остатков люстр и ламп, найденных на помойке, и старые музыкальные инструменты. Шедевры известных мастеров и коробки от конфет вперемешку с пустыми бутылками (предмет советской гордости: «мы это пили!»). Засушенные цветы, венские стулья, чугунные утюги, гастрольные афиши… Ариадна всегда считала все сделанное художниками – искусством! В Доме муз, например, хранилась коллекция акварельных копий леонардовской «Джоконды», выполненных жительницей села Татищев Погост. Женщина снова и снова копировала шедевр и складывала листы в сундук. Зачем? Ариадна Соколова объясняла это тем, что в детстве девочку так поразила картина Леонардо, что в душе навсегда поселилась искра красоты, которую эта непрофессиональная художница стремилась сохранить, копируя работу гения.
Любое пространство в доме использовалось как экспозиционное. Картины, например, развешивались вплотную друг к другу не только на стенах, но и на потолках. Так не делал никто! Так было не принято, не «по-музейному». Но именно это не «по-музейному» и создавало особую ауру дома.
Живя в советской стране, Ариадна Соколова вообще умудрялась всегда отклоняться от правил, «генеральных линий» – мыслила и творила по-своему. Тем не менее получила официальное признание – стала заслуженным художником России, членом Союза художников, лауреатом областной премии имени А.М. Опекушина. А ее произведения составили коллекции многих музеев и частных собраний.
Она родилась в Ярославле. Окончила Ярославское художественное училище, затем – Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Я. Репина. Работала художником в Ярославском театре музкомедии (сейчас – здание областной филармонии), в Ярославском отделении Художественного фонда СССР. Широкую известность ей принесли два портрета – Александры Корсаковой, последней жены художника Татлина, и Ирины Щёголевой, супруги Натана Альтмана (чей знаменитый портрет Ахматовой растиражирован всеми книжными издательствами). Много лет в Дом муз приезжали, только чтобы увидеть «те самые портреты» Соколовой.
Проблемы у арт-галереи были всегда. На ремонт не хватало средств. В дефолт накопились огромные долги за тепло и электричество… А источником «прибыли» служила только продажа собственных картин. Неразрешимой проблемой стал отказ городских властей в 2009-м перезаключать договор на безвозмездное пользование зданием и решение выставить его на торги. История не раз обсуждалась в СМИ. Разные музеи Ярославля неоднократно предлагали Соколовой включить Дом муз в свою структуру. Это помогло бы решить хотя бы некоторые проблемы. Ариадна Леонидовна все варианты отвергала – во имя своей творческой и личной свободы. И ждала бескорыстной помощи меценатов. Но так и не дождалась.
С 2010 года Дом муз стал филиалом Музея истории города Ярославля, а с декабря 2015-го он под новым названием – Музей современного искусства «Дом муз» – вошел в состав Историко-культурного комплекса «Вятское». В день рождения Ариадны Соколовой, 24 июня, в музее открыли комнату в память о художнице. Здесь собраны ее работы разных лет из фонда Музея истории города Ярославля.
Со временем мемориальную экспозицию планируется расширить, отразив в ней прошлое дома, в том числе историю врача Николая Бибикова.
Конечно, сегодня это не тот музей, который придумывала и создавала Ариадна. Само здание, вычищенное, отштукатуренное, обставленное фонарями, и двор вокруг, где вырублена часть деревьев, утратили какую-то былую магию. Но, может быть, это лучшая судьба для дома, в который художница больше не вернется никогда. В конце концов, память – она ведь не в стенах.
PS. Возможность побывать в доме, каким его создала Ариадна Соколова, сегодня мне кажется чудом. Находившийся в полуразрушенном состоянии, он был закрыт для посещения. В августе 2011 года планировалось провести аукцион. Средства от проданных работ современных художников должны были пойти на текущий ремонт Дома муз. Но главной целью акции было привлечение внимания людей, которые могли бы помочь восстановить арт-галерею. Издание «Ваш досуг» анонсировало это так и не состоявшееся мероприятие. Благодаря чему я и оказалась в самом здании.
Ариадна Леонидовна уже была очень больна, ослепла, могла выходить из своей квартиры только во дворик у дома. И я решила не беспокоить ее своими расспросами. Написала текст с чужих слов. Она узнала о публикации. Обиделась. Нашла меня. Позвонила, попросила прийти и прочитать написанное ей вслух. Ей! Вслух! Я сбивалась, мне не хватало дыхания дочитать какую-нибудь фразу до конца, я боялась реакции…
Ариадна Леонидовна не высказала замечаний. Просто спросила: «А почему вы не поговорили со мной?..» И подарила каталог своих работ. Надеюсь, она меня простила.