В Художественном музее представлено уникальное произведение XV века из частной коллекции.
Впервые целый зал в здании Музея зарубежного искусства отдан только одному экспонату. Это – триптих XV века, входивший в состав католического алтаря. Как определили искусствоведы, он был создан на территории нынешней Испании. Раритет принадлежит известному ярославскому коллекционеру Александру Ильину.
В этой истории соединилось несколько событий, о которых можно сказать – редкая удача.
Редкая удача, что произведение сохранилось в принципе. В XV столетии земли Арагоны и Каталонии – где предположительно и находился алтарь, частью которого был триптих, – переживали экономический кризис. Художественных произведений на этих территориях создавалось мало, поэтому памятников того периода почти не осталось.
Редкая удача, что фрагмент католического алтаря попал в руки ярославского коллекционера. На открытии выставки Александр Ильин, не раскрывая всех деталей, рассказал, что купил произведение на аукционе в Кельне. Предполагаемая цена этой уникальной вещи была огромна (никто даже не решился спросить коллекционера, какая же именно). Но экономические проблемы отразились на участии европейского истеблишмента в том аукционе, и Ильин, назвавший начальную цену в три раза ниже предполагаемой суммы, оказался единственным покупателем.
Редкая удача, что коллекционер согласился представить вещь из личного собрания для широкой аудитории. В Ярославле практика выставлять произведения из частных коллекций – и сегодня редкость. Собиратели – довольно закрытая часть общества, особенно в России. К своим сокровищам они допускают очень узкий круг лиц!
Изучением раритета Александр Ильин занимается с момента приобретения. А непосредственно перед открытием выставки искусствоведы Ярославского художественного музея обратились за консультацией к экспертам Франции и Испании. Но пока удалось установить немногое.
Точно неизвестно, принадлежит памятник к искусству Каталонии или же Арагоны. Невозможно восстановить, как именно триптих располагался в самом алтаре – в Испании XV века еще не сложились каноны. Не идентифицированы и все изображенные фигуры святых. По одеждам и атрибутам специалисты видят в них учеников Христа – апостолов. В разные эпохи в католической традиции у одних и тех же святых могли быть разные атрибуты, например, апостол Иаков Старший, покровитель паломников, изображался и с посохом, и с дорожной бутылью, и со створчатой раковиной. С определенной долей уверенности эксперты выделяют в представленном триптихе фигуры Варфоломея, Фомы, Иуды Фаддея, Тимофея и Павла. А вот определить имя святого с мечом и книгой они пока не смогли.
Будут ли разгаданы когда-нибудь все эти загадки? Сложно ответить. Зато абсолютно точно можно сказать, что этот триптих стал свидетелем многих исторических событий XV столетия. Он – очевидец создания на Пиренеях Арагонского централизованного государства, которое мы называем сейчас Испанией. Помнит о путешествии Христофора Колумба, корабли которого отправились на поиски нового пути в Азию, а оказались в Америке. Пережил инквизицию, которую ввела церковь в 1480 году в Арагоне, Кастилии и Каталонии. Религиозное искусство тогда наполнилось назидательностью и призывами к праведной жизни. Но при этом в светских кругах грандиозным успехом пользовались как раз не нравоучительные и воспитательные произведения, а рыцарские романы…