Выставка, которая должна была стать юбилейной, открылась как выставка памяти.

Стремительная жизнь. Верность собственной творческой манере до конца. Нестандартный взгляд, оригинальные идеи и проекты. Именно таким запомнился Влад Афанасьев – художник, чья выставка открылась 27 июля в одном из залов Ярославского отделения Союза художников.

Экспозицию планировалось приурочить к юбилею – в августе Владу исполнилось бы 50. Но за пять дней до открытия выставки он ушел из нашего мира.

Влад Афанасьев был одним из тех немногих художников, чьи работы сразу ВИДИШЬ среди других. Может быть, не всегда понимаешь. Иногда даже не можешь сказать, почему они так притягивают взгляд. Но запоминаешь навсегда. И на каждой новой «общеобъединяющей» выставке выхватываешь взглядом картины Влада. Эти едва очерченные силуэты зданий и людей, как будто пробивающиеся сквозь туман… Уверены ли они сами, что они существуют? Эти дымчатые, приглушенные краски, и преобладание лазурного, бирюзового, размытого синего – в последнее время. Это долгое завораживающее созерцание. И какое-то щемящее чувство порой… Предчувствие скоротечности жизни? Хотя последнее размышление, скорее всего, вызвано уходом Влада. Слишком внезапным, ранним, несправедливым.

Получивший классическое художественное образование, Афанасьев сразу откололся от «правильной» линии реализма. Создавал инсталляции и абстрактные полотна, любил смешивать разные техники, обожал коллажи с вкраплением в холст множества инородных деталей – от различных фрагментов отжившей свой век аппаратуры до каких-нибудь речных ракушек. Был очень ироничен, давая названия своим работам – «О чем поют коты», «Любоффф», «Party-заны», «Немаленький город», «День «Х»,  «Улица Собинова. Проезд запрещен». Все названные произведения представлены на новой выставке в Союзе художников. Несколько картин в экспозиции – из числа написанных совсем недавно. Но много работ 1990-х – времени, когда художника сопровождал успех в творческой среде, произведения вызывали интерес, один за другим следовали концептуальные проекты, в которых он участвовал, а чаще сам же и придумывал.

Влад Афанасьев был одним из тех немногих, кто не работал на конъюнктуру. «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить...» – это абсолютно про него! Он тонко и точно чувствовал. Очевидно, эта способность открывает художнику суть вещей, но одновременно делает слишком уязвимым. Коммерческий успех не сопровождал его. После «реорганизации», а фактически закрытия Школы искусств имени Е.М. Стомпелева художник еще и лишился возможности преподавать. Последнее время долго восстанавливался после сложного перелома, полгода не мог ходить. И в какой-то момент он просто не выдержал. Врачи в таких случаях говорят: «Сердце…»

Он однажды назвал себя беспечным русским бродягой с берегов Волги. Родился в Ярославле, здесь окончил художественное училище, затем Ярославский театральный институт по специальности «художник-постановщик театра кукол». Работал преподавателем живописи. От своей любимой Волги не собирался никуда уезжать. Любил цитировать известную вещь БГ: «Встань у реки, смотри, как течет река… Ее не поймать ни в сеть, ни рукой…» Влад так остро ощущал это ускользающее и необратимое течение жизни. И сумел зафиксировать ее перетекание в вечность.