Работы известного художника представлены на новой выставке в Музее современного искусства.
Имя Зураба Церетели вызывает самые сильные эмоции – от полного восторга до абсолютного неприятия. Народного художника, президента Российской академии художеств, автора более 5000 произведений (как утверждается на официальном сайте) одни оценивают как выдающегося скульптора-монументалиста, вручают ему государственные премии и присваивают различные звания – в частности, Церетели награжден орденом Почетного легиона Франции и золотой медалью ЮНЕСКО имени Пикассо. Другие же вообще отказывают ему в таланте, оценивая его творческие способности на уровне оформительских, предъявляют упреки в «монополизации» столичного монументального искусства, нарушении стилистического единства Москвы, гигантомании и безвкусии.
Его памятник «Добро побеждает зло», созданный из фрагментов демонтированных ракет «Першинг-2» и СС-20, поставили перед зданием ООН в Нью-Йорке, а бронзовая скульптура «Рождение Нового Человека» специальной комиссией ЮНЕСКО была названа уникальным произведением и установлена во дворе собственной штаб-квартиры. При этом ряд монументальных работ скульптора, которые он предлагал в качестве подарка, категорически отвергались как у нас в России, так и за рубежом. Среди самых известных историй – с трудом установленная в США «Слеза скорби», созданная в знак памяти жертв терактов 11 сентября в Нью-Йорке, или недавняя эпопея с 80-метровой статуей Иисуса Христа, которой сначала не нашлось места в Сочи, а затем в Санкт-Петербурге, и пока что никто не выразил желания принять этот дар.
Но никакой гигантомании и монументализма новая выставка в Музее современного искусства не предполагает. Автор, известный своими многометровыми статуями, в выездном варианте явлен совершенно в ином виде – можно сказать, миниатюрном. На выставке представлены живопись, графика, станковая пластика. Лишь у входа в музей пришедших встречают три скульптурных композиции, но и они по меркам Церетели не такие уж высокие.
Склонность к скульптурному видению мира проявляется во всех работах художника. Его живопись – в которой преобладают насыщенные, яркие, контрастные цвета – очень рельефна и в ряде работ даже сродни лепнине. В графике всегда создается ощущение пластики и объема, рисунки, вообще, кажутся набросками будущих скульптур. А миниатюрным фигуркам из цикла «Горожане» присущи обобщенные черты, характерные для крупных форм.
Экспозиция под названием «Возможные миры Зураба Церетели» в Музее современного искусства уже открыта для посещения, правда, официально вернисаж назначен на 14 сентября – в этот день Церетели обещал приехать в Ярославль. Очевидно, здесь многие откроют для себя незнакомого и даже необычного Зураба Церетели. Того Церетели, который может быть негромким, вдумчивым художником, иронично наблюдающим за миром и людьми вокруг.