На выставке, открывшейся в здании Митрополичьих палат, представлена коллекция женского костюма конца XIX – начала XX века.

Сколько платьев должно быть в гардеробе женщины? У ярославских модниц прошлого века их было как минимум пять. Платье для визитов – изысканное, в меру нарядное, с отделкой ручной работы. Платье для приема гостей – чуть попроще визитного, но тоже элегантное и как минимум расшитое кружевом. Домашнее утреннее платье – на теплой подкладке, чтоб не мерзнуть, пока не растоплен камин. Просто домашнее платье – изящное, но без вычурности. И, конечно же, бальное платье – утонченное, привлекающее внимание гостей светских раутов и мероприятий на уровне vip.

При этом в домашней коллекции хранилось два свадебных наряда – венчальное платье (светлых оттенков, максимально закрытое) и праздничное (оно могло быть розового, кремового и других цветов, но в целом тоже довольно скромное, без декольте и всяких вырезов-разрезов).

Вся эта женская одежда из предыдущего столетия представлена на новой выставке Ярославского художественного музея «Модный показ». Коллекцию городского костюма конца XIX – начала XX века музей собирает на протяжении последних 20 лет. Впервые она частично была показана в 1990-е. Но на новой выставке многие наряды демонстрируются впервые, причем все – после тщательной реставрации.

Кстати, платья и кофточки наши прабабушки не стирали! Натуральные краски, которые использовались тогда, моментально смывались. Так что первая же стирка для любого наряда была бы последней. Одежду просто проветривали. Поэтому даже в шкафу обычной горничной висело несколько платьев.

По представленному музейному собранию, конечно, не проследить эволюцию моды – коллекция не столь обширна. Но можно судить о том, что любили, во что одевались, у кого заказывали наряды и на что при этом ориентировались жительницы Ярославля и губернии более 100 лет назад.

Здесь нет известных модных домов и работ знаменитых кутюрье. Но можно узнать, что особой популярностью в Ярославской губернии пользовалась фабрика «М. и И. Мандль». Модный дом венских торговцев и фабрикантов, выпускавший готовое платье, открылся в Москве в конце XIX века. А затем его отделения появились в Санкт-Петербурге, Киеве, Ростове-на-Дону, Варшаве, Баку, Тифлисе и Ярославле(!). В купеческом городе было немало зажиточных семей, которые могли себе позволить покупать недешевую одежду известного (как сейчас бы сказали) бренда.

Городской костюм 1890-х – 1910-х годов в нашей стране почти не отличался от европейского – у нас также господствовала мода Парижа и Вены. К тому же мощная швейная промышленность европейских столиц моды позволяла экспортировать одежду всюду, в том числе и в Россию.

Не очень обеспеченные слои населения Российской империи одевались в так называемых «Домах готового платья» и у русских портных. Аристократия и крупная буржуазия шили костюмы либо за границей, либо у многочисленных иностранных мастеров, работавших в Петербурге и в Москве. Ну а в провинции основную массу нарядов изготавливали портные-кустари по журналам, издаваемым все в тех же Лондоне, Париже или Вене. Ведь заказчики в прошлом веке следовали модным трендам независимо от социального статуса. Как, впрочем, и сегодня…