На новой выставке Ярославского художественного музея представлены работы художников 1920 – 1950-х годов.
Приближающийся новый год неизбежно вызывает ассоциации с революционным 1917-м. Годом, в который навсегда изменилась жизнь. Причем не только в России. Изменился мир. И, конечно, изменилось искусство.
Кто-то из российских художников с восторгом встретил новое время, поверил, что можно перевернуть весь прежний уклад и построить рай на земле. Они искренне воспевали комиссаров в пыльных шлемах, готовы были встать в строй «революцией мобилизованных и призванных» и воспевать коммунистическое строительство. Им легко давались портреты вождей и индустриальные пейзажи Страны Советов.
Кто-то не принял новых идей, тем более был не готов наступать на горло собственной песне и уезжал в эмиграцию. Если не находил себе места на Западе – возвращался в Россию, но жил в ней как внутренний эмигрант. Многие же предпочитали не возвращаться…
Некоторые художники остались жить на родине, смирились с обстоятельствами и искали возможность реализовать себя в театре, кинематографе, педагогике, музейном деле, оставив занятия подлинным творчеством лишь для собственного удовольствия. Многие приспособились к соцреализму и даже стали со временем называться его адептами, не будучи приверженцами самого этого стиля.
Спустя сто лет, Ярославский художественный музей предлагает вспомнить то время, разделившее жизнь страны на «до» и «после». Новая выставка «За красной чертой» представляет работы известных художников послереволюционной эпохи. В экспозицию включены работы «голуборозовцев» Павла Кузнецова, Александра Арапова и Николая Ульянова; «бубнововалетовцев» Роберта Фалька, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Осмеркина; «русских импрессионистов» Константина Юона, Александра Рылова; баталиста Николая Самокиша и многих других авторов 1920 – 1950-х годов. Все произведения – из собрания Художественного музея, причем 22 их них экспонируются впервые.
Соцреализм господствует на этой экспозиции! Первая работа, которая встречает зрителей и просто бьет в глаза – портрет Ленина кисти И.Бродского. В другом зале – Каганович с картины А.Герасимова. Красноармейцы, ударники чугунно-литейного цеха, рабочие цементного завода, пионеры в Крыму… Они стали главными героями послереволюционной страны.
А в это время искусство Европы – под влиянием русского(!) авангарда, кстати, – развивалось по-своему. На новый язык равнялись и от него отталкивались художники всего мира, понимая, что после Малевича рисовать как в XIX веке просто невозможно. На выставке Ярославского художественного этого не увидеть. Несколько пейзажей и городских зарисовок, не совсем вписывающихся в контекст социалистического реализма, ничего не скажут о тех новых направлениях в мировом искусстве, которые появились в начале ХХ века. И только имена таких художников как Фальк или Юон напомнят, что же осталось за «красной чертой»…