В Ярославском музее-заповеднике открылась выставка «Русские денди, или Два века мужской красоты».
Законодатели моды, они одеваются и ведут себя так, будто их не волнует внешний вид, но на самом деле следование стилю для них очень важно и они прилагают немало усилий для создания идеального образа. Они выбирают интересные и необычные аксессуары и окружают себя изысканными вещами – как правило, коллекционными. Они прекрасно разбираются в искусстве, всегда поддержат разговор о новинках кино и литературы, знают толк в хороших винах и высокой кухне, подскажут, в каком клубе можно интересно провести время. Самым культовым местом для них является Лондон…
Сегодня их наверняка называли бы хипстерами. А на рубеже XVIII – XIX столетий о них говорили: денди.
Новая экспозиция Ярославского музея-заповедника предлагает оценить это яркое явление в культуре – дендизм… Оно родилось в Англии. Отцом-основателем традиции, включающей в себя искусство одеваться, манеру поведения и особую жизненную философию, является Джордж Браммелл, небогатый дворянин, законодатель моды и стиля, которого современники и последователи называли «премьер-министром элегантности».
Очень быстро дендизм распространился по Европе и захватил российских модников. Классический денди русского образца – пушкинский Евгений Онегин. Само понятие «денди» в обиход русской речи ввел А.С. Пушкин.
Денди появились в тот момент, когда в Европе оформились все важнейшие институты городской культуры. Появились крупные универсальные магазины, реклама, кафе, массовая литература, дамские журналы. Возникли городские ритуалы – фланирование по бульварам, разглядывание прохожих, чтение газет в кафе. Сформировался новый средний класс – буржуа, представители которого хотели понять законы «красивой жизни» и заимствовали все заповеди у аристократов, самой важной из которых была «заметная незаметность»: костюм не должен привлекать внимание к владельцу, но обязан выдерживать пристальный проверочный взгляд знатока.
Денди стали своего рода кумирами: современники стремились подражать им и в облике, и в манерах, и в образе жизни. Скажем, привычные сегодня гигиенические стандарты – ежедневные ванны, смена белья, косметические процедуры – утвердились в обществе благодаря денди. До них пристрастие к чистоте служило поводом для пересудов! Понимание стиля в мужском костюме – также их заслуга. Современный офисный вариант мужского костюма и парадный фрачный ансамбль – это результат эволюции, которой мы всецело обязаны денди.
Оценить, какой была одежда всех этих модников, можно на выставке «Русские денди…». Экспозицию также наполняет множество изысканных вещей, которыми так любили окружать себя стильные мужчины: часы, курительные трубки и чубуки, трости, лорнеты и бинокли, коллекционное оружие, столики для игры в карты и сами карты, альбомы, блокноты, нотные издания, визитные карточки… Всё это – и одежда, и предметы интерьера – когда-то принадлежало ярославским денди! В пространстве выставочного зала представлены экспонаты исключительно из музейной коллекции.
А фоторяд новой выставки дает представление об образе денди в целом. В галерее знаменитых модников и красавцев русского Серебряного века можно увидеть Леонида Собинова, Сергея Дягилева, Вацлава Нижинского, Василия Качалова, актеров русского кинематографа Владимира Мозжухина и Витольда Полонского, художника Сергея Судейкина, поэта Михаила Кузмина и многих других. В этом ряду и оперный певец, обладавший магическим голосом и привлекательной внешностью, Сергей Лемешев – одного из лучших теноров XX века, пользовавшегося невероятным успехом у женщин, называли «обречённым на любовь»… Пожалуй, так можно сказать о каждом из тех, кого причисляли к денди.
Почему из века в век мужчины, отличающиеся элегантностью, всегда оказываются столь притягательны? Очевидно, мы воспринимаем стильный образ как отражение яркой индивидуальности, нестандартности и смелости. С таким мужчиной жизнь может наполниться новыми смыслами. Но ирония заключается в том, что модная рубашка может оставаться всего лишь модной рубашкой заурядного обывателя. И отличить действительно утонченного мужчину от посредственности по внешнему виду не всегда возможно…