Художники русского зарубежья представлены на новой выставке Ярославского художественного музея.
Это вторая выставка музея из серии «За красной чертой». Первая посвящалась творчеству тех художников, которые после Октябрьской революции 1917 года остались жить в Советской России. Одни с восторгом встретили новое время и искренне воспевали его. Другие чувствовали себя внутренними эмигрантами в собственной стране и пытались хотя бы отчасти реализовать свои таланты в театре, кинематографе, педагогике, музейном деле… Кто-то сумел приспособиться к соцреализму, и даже стал со временем считаться его адептом, не будучи приверженцем самого стиля, но вряд ли можно считать такую творческую судьбу счастливой.
А вот многие приспособиться не смогли или не захотели. И покинули страну. По разным подсчетам, более двух миллионов жителей Российской империи оказались в эмиграции. Среди них было около 300 художников. Разной меры таланта и степени известности. Но можно ли измерить масштаб потери в каждом конкретном случае? Сломанная творческая судьба, остановившееся в развитии направление искусства, не продолжившаяся традиция, отсутствие учеников и школы… Не все прижились на чужой земле и не все стали успешны за границей, некоторые и вовсе умирали в нищете и безвестности. И лишь немногим удалось сыграть важную роль в развитии европейского искусства, их имена хорошо известны – Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Василий Кандинский, Марк Шагал.
Им, а также менее известным художникам русского зарубежья, и посвящена выставка «За красной чертой – 2». В экспозиции 100 произведений 51 автора. Здесь и знаменитые Коровин, Бенуа, Малявин, Добужинский, Серебрякова, Билибин, Ларионов, Гончарова, Конёнков… И почти не знакомые широкой публике Жуковский, Богданов-Бельский, Исупов, Чехонин, Судейкин, Бубнова, Калмаков, Нилус, Сорин, Рундальцов… Представлены работы не только из собрания Ярославского художественного, но и из музеев Вологды, Рыбинска, а также из частной коллекции.
Все художники по разным причинам оказывались за границей. Константин Коровин, например, вынужден был отправиться в Париж для лечения сына. На заработки после ранней смерти мужа в Париж уехала и Зинаида Серебрякова. «Мирискусники» покинули страну по идеологическим соображениям. Часть художников, оказавшихся во время революции за рубежом, предпочли не возвращаться на родину. А кто-то был вывезен из России еще ребенком.
О судьбах большинства представленных в экспозиции живописцев, графиков, скульпторов мало кто знает сегодня, именно поэтому работы сопровождаются более или менее подробной биографией автора. Эти жизнеописания притягивают внимание не меньше, чем само творчество художников. И вызывают грустные размышления. Понятно, почему за «красной чертой» оказались участники объединения «Мир искусства» – всё рафинированное, эстетское и интеллектуальное было чуждо советскому строю. А чем не угодил авангард? Казалось бы, кому как не представителям самого свободного направления стать ведущими художниками нового времени. Но, очевидно, творческая и личная свобода никак не вписывались в идеологию соцреализма. Всё чуждое беспощадно сбрасывалось с корабля современности. Лишь малая доля того, что мы потеряли в итоге, вернулась сегодня домой...