Произведения британских художников XVIII – начала XIX веков представлены в Ярославском художественном музее.

Новая выставка «Туманный Альбион на волжских берегах», открывшаяся в здании Музея зарубежного искусства, отличается особым аристократизмом. Портреты титулованных лиц и знатных особ – известных широкой публике и не очень. Акварель и миниатюра на кости – такими вещами окружали себя лишь представители высших кругов. Декоративная посуда – она сразу же становилась коллекционной, несмотря на фабричное производство… Все работы, представленные в этой экспозиции, созданы английскими мастерами XVIII – начала XIX веков. Коллекция принадлежит московским собирателям Сергею и Татьяне Подстаницким.

В очень камерном пространстве (выставка занимает всего один зал) можно увидеть произведения всех значимых художников Британии XVIII века, работавших в портретном жанре. Это и Рейнольдс Джошуа – первый президент Королевской Академии художеств, создатель национального портретного жанра и основатель английского репрезентативного портрета, и Томас Лоуренс – автор виртуозных портретов английской и европейской аристократии, и Джордж Доу – один из первых портретистов, писавший русских царей, придворных, министров, военачальников и прочих «особо важных персон» Российской империи.

Джорджа Доу иногда называли нашим художником. Приехавший в Россию по приглашению Александра I, он прожил здесь десять лет. Среди самых известных его работ – портреты, написанные для Военной галереи Зимнего дворца, и ставшее хрестоматийным изображение Александра I. На протяжении всей жизни Доу пользовался покровительством высших лиц. В 1826 году живописца пригласил на свою коронацию сам Николай I, а в 1828 году Доу был официально назначен первым художником российского Императорского двора…

Благородные и утонченные акварельные портреты и портретные миниатюры на кости, которые входят в эту экспозицию, – редкие гости музейных залов. Графика и тем более изображение, нанесенное на тончайшую костяную пластину, – очень хрупкое искусство, чувствительное даже к небольшим изменениям среды и солнечному свету. Толщина костяных пластин для миниатюр может быть меньше миллиметра! Кстати, именно миниатюру на кости, требующую кропотливой и ювелирной работы, считают классическим типом миниатюрного портрета, который способен передать всю теплоту тонов и особенно нежные оттенки кожи лица и рук.

…Новая экспозиция Ярославского художественного музея отсылает зрителя к «Золотому веку» английского изобразительного искусства. Рубеж XVIII – начала XIX веков стал временем расцвета национального искусства Великобритании. Английская школа живописи заняла тогда одно из первых мест в Европе. А сложившееся экономическое могущество и устойчивость политической системы страны сформировали стереотип о том, что всё английское – есть самое лучшее, этому необходимо и достойно подражать. С тех пор англомания не сдает своих позиций, и «игра в англичанство» – одна из самых любимых игр, в которые играют люди.