В новом проекте Ярославский художественный музей представляет произведения из своих запасников. Многие из работ показываются впервые.
Все знают, что музейные коллекции хранят гораздо больше предметов, чем можно увидеть на обычных выставках. Что за тайны скрыты от «посторонних»? От чего зависит выход в свет того или иного раритета? Об этом рассказывает проект «Открытые фонды», подготовленный Художественным музеем к своему 100-летию, которое будет отмечаться в 2019 году. На первой выставке проекта представлена живопись, хранящаяся в стеллаже под номером четыре…
В этой довольно необычной экспозиции соседями оказались Лев Лагорио и Зинаида Серебрякова, Алексей Боголюбов и Константин Юон, неизвестные художники XVIII века и Ольга Розанова. Произведения авангарда здесь расположились рядом с парадными портретами времен Екатерины II, экзотический пейзаж – напротив портрета владельца ярославской бакалейной лавки, а портрет великого князя Павла Петровича в детстве – в одном ряду с неизвестной дамой в голубом…
Музей решил показать произведения так, как они сосуществуют в хранилище. В стеллажах, шкафах и медалье памятники искусства размещаются по формальному признаку. В стеллаже № 4, в частности, они объединены приблизительно одинаковым размером и принадлежностью к фонду «Русская живопись XVIII – начала XX века». Удивительным образом отличающиеся и по жанрам и по стилю эти работы в пространстве одного выставочного зала смотрятся абсолютно гармонично!
Необычные этикетки, изготовленные специально к проекту, имитируют инвентарные карточки произведений. Сообщающие название работы, ее автора, время написания, год поступления в музей и другие сведения, данные карточки сродни паспорту картины. По ним в нужный момент любая из них извлекается на свет и предъявляется посетителям той или иной выставки. Чаще всего кураторы выбирают одни и те же вещи и предметы – те, что являются безусловными шедеврами. Участь остальных – вечно храниться в запасниках, в состоянии этаких спящих красавиц. Настоящей жизни памятника искусства – в открытых залах, на глазах зрителей – они лишены. И только благодаря вот таким проектам начинается их подлинное существование.
Продолжение всей этой истории, представляющей тайную жизнь музейного хранилища, – под вопросом. Сотрудники музея в некотором смысле пошли на риск, построив экспозицию «по логике стеллажа». Новые выставки в рамках проекта возможны только при наличии заинтересованной аудитории…