Музей Ярославского шинного завода в этом году впервые участвовал в акции «Ночь музеев».
Любой музей в эту ночь становится особенно притягательным – в сумерках всё выглядит волшебным, а экспонаты, кажется, вот-вот расскажут о секретах, которые скрывают от нас днем... Музей шинного завода, который в этом году впервые участвовал в акции «Ночь музеев», оказался притягательным вдвойне, поскольку попасть сюда в обычные дни не так просто – требуется предварительная запись на экскурсию (подробности – на странице музея в Фейсбуке). Музей этот очень камерный, очень сомасштабный человеку. А рассказывает он не только об истории завода и о шинах, но и об истории города, и во многом – об истории всей страны.
Создавался завод в непростое время. В 1928 году было принято постановление Высшего совета народного хозяйства о строительстве в Ярославле резино-асбестового комбината, включающего шинный, асбестовый, механический и другие подразделения. Разработкой проекта завода, оказанием технической помощи в строительстве и пуске занималась американская компания «Зайберлинг». Строительство шло с 1930 по 1932 годы. В СССР не было опыта возведения подобных предприятий, поэтому часть специалистов прошла стажировку в США, а группа американских инженеров постоянно работала на объектах завода. Из техники использовалось лишь несколько грузовиков, так что строители практически все работы выполняли вручную.
Контора будущего комбината разместилась в бывшем штабе революции. Именно в этом помещении сегодня и располагается Музей истории шинного завода. Несколько лет назад в ходе ремонта на одной из стен здания строители обнаружили фреску конца 1920-х годов. Многолетние слои шпатлевки закрывали наивную, почти лубочную картинку «Час мировой революции». Ленин с горящим факелом в руках, высотные здания, книги и пятиконечные звезды, а также рабочие, в буквальном смысле своими руками приближающие этот самый час торжества мирового пролетариата, – все атрибуты тех революционных лет явлены здесь. На фреске был также изображен первый, еще деревянный, мавзолей Ленина, что и дает основание предполагать, что роспись сделана в промежутке между 1924-1930 годами.
Завод был запущен 6 ноября 1932 года. А в ночь на 7 ноября – к 15-летию революции – была изготовлена первая покрышка.
Практически сразу, в 1933-м, на шинном началось освоение отечественного синтетического каучука. Это позволило отказаться от ввоза дорогостоящего сырья из-за рубежа. Посетивший в те годы предприятие Максим Горький очень ярко выразил свои эмоции, сказав, что ярославцы научились делать шины из картошки… Дело в том, что основой для получения этого каучука являлся этиловый спирт, сырьем для которого служил обычный картофельный крахмал. В мае-июне была изготовлена серия покрышек из синтетического каучука для автопробега Москва – Каракумы – Москва. А в конце 1930-х годов завод уже выпускал шины и для советских лимузинов, и для троллейбусов, и чуть позже – для двухэтажного троллейбуса ЯТБ-3, который делали на Ярославском автозаводе.
…Массовые репрессии 1936-1937 годов в полной мере коснулись резино-асбестового комбината. В это время не хватало специалистов, многие рабочие имели низкую квалификацию – в результате в течение нескольких лет не удавалось выполнить спускаемый сверху план, порой изделия браковались. Эти проблемы послужили основанием для поисков на комбинате «врагов народа», якобы срывавших выполнение планов и устроивших травлю стахановцев. В результате на предприятии было расстреляно 60 человек. В их числе первый директор комбината, начальники производств, цехов и отделов, главный механик, десятки специалистов – по сути, интеллектуальный центр завода. Расстреляли и многих рядовых рабочих.
В декабре 1940 года Ярославский резино-асбестовый комбинат был разукрупнен и шинный завод выделился в самостоятельное предприятие. К началу Великой Отечественной войны это было единственное в СССР производство, где выпускались шины для авиации, артиллерии, танков и автотранспорта. «Полуторки», «сорокапятки», «катюши» и другая военная техника передвигалась на ярославских шинах. На предприятии в те годы работали преимущественно женщины – они составляли более 60 процентов от всех рабочих.
В ночь с 9 на 10 июня 1943 года в результате крупнейшей бомбардировки шинный завод был почти полностью разрушен – уцелел всего один цех. Но уже в конце сентября – то есть меньше чем через 4 месяца(!) – предприятие восстановили, и оно продолжило работу.
Сразу после войны завод начал выпускать новые виды шин. С 1946 года он стал головным предприятием в Союзе по разработке шин для всех типов авиатехники. Первым в стране он произвел бескамерные шины для легковых автомобилей. Поставлял покрышки для тракторов, для 25-тонного самосвала Минского автозавода, для появившегося в конце 1960-х легкового автомобиля «Жигули». Продукция завода не раз отмечалась наградами, в том числе международными.
За 85 лет своей истории Ярославский шинный завод сменил несколько статусов и названий, сегодня он входит в структуру акционерного общества «Кордиант» и выпускает шины только для легковых и грузовых машин под торговыми марками Cordiant и TyRex.
…Первое, что видишь при входе в музей Ярославского шинного завода, – старое деревянное колесо, изрядно потрепанное временем. Здесь же приведен знаменитый диалог из «Мертвых душ» Гоголя: «Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» – «Доедет»… – «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» – «В Казань не доедет». И рядом другое утверждение безымянного автора: ярославские шины доехали до Казани, до Владивостока и Варшавы, до Калькутты и Пекина… Даже побывали в небе!