В Выставочном зале Союза художников представлены работы нескольких поколений известной в Ярославле династии.
Прежде всего, это выставка памяти, приуроченная к 90-летию заслуженного художника России, почетного академика Российской академии художеств Фёдора Новотельнова. Его картины – некоторые из которых, кстати, никогда прежде не выставлялись – главные действующие лица новой экспозиции ярославского Союза художников. При этом в проекте под названием «Фёдор Новотельнов и потомки» представлены работы дочерей, внуков и правнуков Фёдора Вячеславовича – практически все из этой династии посвятили свою жизнь искусству.
Довольно рискованный проект! Сравнения неизбежны, а признание по наследству не передается. Когда художник достигает исключительного мастерства – от потомков ждут как минимум соответствующего уровня. А Фёдор Новотельнов для многих был и остается одним из самых талантливых авторов, той личностью, которая задает высокую планку в искусстве. Как отмечают искусствоведы, Новотельнов отличался творческой смелостью, не боялся идти на риск в своих поисках.
Он начинал в переломный момент в истории отечественного искусства – на рубеже 1950-х – 1960-х годов, когда на смену официозному пафосу соцреализма пришло направление, названное «суровым стилем». Его адепты осмысляли себя, свой труд как родственный труду людей других профессий. Философия «сурового стиля» оказалась близка Фёдору Новотельнову. Он стал первым и единственным представителем этого направления в Ярославле. При этом в живописи художника всегда сохранялась и другая линия – лиричные пейзажи, отразившие явную склонность автора к созерцательности и философскому восприятию мира.
В экспозиции многие из картин Фёдора Новотельнова буквально соседствуют с произведениями потомков. Рядом могут оказаться работы Елены Мухиной, керамика и живопись Надежды и Николая Мухиных, Марины и Александра Сериковых, художественная фотография Сергея и Любови Афоничевых. Здесь есть и несколько работ – по большей части выполненных в технике цветных карандашей и бумаги – правнуков Новотельнова: Софьи Михеевой, Феди Афоничева и Насти Шихановой.
Интересно прослеживать, как то или иное направление, которому отдал дань родоначальник династии, преломляется в работах его дочерей, внуков, других представителей семейного клана. Потомки либо продолжают и развивают начатое. Либо остаются в рамках подражания… Иногда расходятся стилистически… Порой вносят новое дыхание в знакомый сюжет…
Единственный минус этой выставки – традиционно организованное пространство экспозиции. Всё привычно развешано по стеночкам, разложено по витринам. Этот банальный подход противоречит самой идее проекта. Если уж решились на оригинальный формат – надо соответствовать ему во всём.