Работы известной художницы представлены на новой выставке, открывшейся в Ярославском художественном музее.
Произведения, составившие экспозицию, – часть собрания Вологодской областной картинной галереи. Отраженный в этих работах самобытный северный край стал для Джанны Тутунджан местом, где она нашла и свою тему, и свой стиль в искусстве…
Потомственная москвичка, родом из аристократической семьи, в которой соединились русская и армянская кровь, она уехала вслед за мужем, художником Николаем Баскаковым, на его родину – в Вологодскую область. И навсегда влюбилась в край озер и рек! Край, в котором живут суровые, но надежные и добрые люди, скромные и мудрые, сохраняющие способность радоваться жизни, сколь тяжелой бы она ни была. Здесь, в деревне Сергиевская на берегу Сухоны, был куплен дом, где семья художников прожила всю жизнь.
Деревенские жители стали главными героями произведений Джанны Тутунджан. И несмотря на монументальность полотен – а художнице присущ именно такой стиль в живописи – в каждом портрете видишь что-то очень родное, знакомое, но как будто позабытое с годами. Чем дальше погружаешься в этот мир, тем больше память возвращает тебе собственное прошлое. Вот старенькая женщина в платочке смотрит на облака через окно иллюминатора и восклицает про себя: «Матушка, Царица Небесная!» – наверное, так же много лет тому назад замирала от страха и восхищения твоя бабушка, которая летела к тебе погостить из далекого, отделенного несколькими часовыми поясами, края. А вон в той избе с картины «Корень рода» фотографии родственников на стенах – так раньше было и в домах твоих прадедов, где снимки оформляли в рамы, как картины, а теперь традиция жить вот так, ежедневно всматриваясь в портреты близких, ушла…
Художница говорила: «мир создан прекрасным и грозным», «жизнь ткет свой холст и страдания и радости...». Именно так она и отразила действительность – с ее наполненностью светом и болью, красотой и безобразием, добром и жестокостью. Не сочиняя никакой «святой Руси».
Многие образы Джанна Тутунджан запечатлела в графике, которой занималась на протяжении всего своего творчества. Порой делала легкие наброски с едва намеченными контурами лиц, порой довольно подробно прорисовывала каждую деталь. Постепенно сформировался тип ее рисунка одной широкой линией, силуэтом выделявшей фигуру на листе.
Графика представлена на выставке только в цифровом виде, к сожалению. Но обаяние рисунков пробивается даже через экран монитора – с этими удивительно красивыми лицами, с пронзительными высказываниями персонажей, с трогательным юмором порой («Чево хорошево – дак помалу, а плохово – дак с лешево!»). Монологи и беседы изображаемых ею людей Тутунджан стала записывать прямо на рисунках, начав работу над большой графической серией диалогов «По правде, по совести». В этом цикле художнице удалось не просто зафиксировать манеру речи, говор, характерные словечки своих любимых героев. Соединив в одном пространстве графику и слово, Джанна Тутунджан отразила особый взгляд, особую философию людей, которые живут с каким-то глубинным пониманием смыслов, с очень простым и мудрым отношением к миру.