Произведения фабрики «Ростовская финифть» представлены на новой выставке Ярославского музея-заповедника.
Иконы, украшения, шкатулки, табакерки, наперстки, посуда… Техника финифти – миниатюрной живописи по эмали – может использоваться в производстве практически любых изделий. Искусство, которое сегодня считается исконно русским промыслом, пришло к нам из Франции. Самые ранние живописные эмали создавались во французском Лиможе в конце XV века. Рисунок выполнялся по медной пластине без использования белой эмали в качестве грунта (как принято в ростовской традиции).
Русские мастера освоили новую художественную технику во второй половине XVII века – к этому времени французский мастер Жан Тутен уже сумел получить огнеупорные краски из чистых окислов металлов, что позволило прорабатывать даже мельчайшие детали изображения. Самые ранние русские изделия, украшенные живописной эмалью, вышли из мастерских Оружейной палаты и Сольвычегодска.
В Ростове Великом это искусство стало развиваться в мастерских Ростовского архиерейского дома во второй половине XVIII века. Ростовские иконы, выполненные в технике живописи по эмали, украшали оклады священных книг, литургическую посуду, богослужебные ризы священников. Затем, как паломническая реликвия, ростовская финифть заполонила все иконные лавки России и Святой земли. Ну а спустя время она заняла свое место и в светском производстве – использовалась для украшения столовой посуды, изготовления женских, а затем и мужских ювелирных изделий, настольных и настенных панно, ароматниц, медальонов и прочего. Даже после революции 1917 года, когда многие народные промыслы, связанные с религией, были списаны в утиль, ростовская финифть сумела выжить, подстроившись под новые веяния. Теперь на многочисленных панно, шкатулках и медальонах стали изображать портреты вождей и известных личностей настоящего и прошлого, трудовые подвиги советского народа и героические эпизоды истории, а также бесконечно разнообразные пейзажи и натюрморты с цветами.
От тех советских производственных мастерских отсчитывает свою историю фабрика «Ростовская финифть». Ее 100-летию и посвящена новая выставка Ярославского музея-заповедника. В экспозицию включены произведения из фондов самого музея-заповедника, а также из собрания музея фабрики «Ростовская финифть». Миниатюры конца XVII – начала XVIII веков, расписные эмали усольских мастеров XVII столетия, произведения из первых ростовских артелей, работы современных авторов – всего около четырехсот декоративно-прикладных, художественных и ювелирных изделий представлено на этой выставке. Здесь также можно узнать о том, как создается ростовская финифть, увидеть подлинные инструменты и оборудование, которое используют мастера фабрики.
Каждая работа, как и полагается произведению искусства, носит свое название. Настенное панно «Благовест», икона «Господь Вседержитель», шкатулка «Астры», набор для дегустации алкоголя «Русский размер», гарнитур «Варьете»… Буквально вся наша жизнь – в этих названиях.
Безусловно, жаль, что в экспозиции нет изделий, созданных в современном стиле, которые отличаются авангардным рисунком и новым дизайном. В выставочных витринах лишь традиционные вещи, из-за чего кажется, что искусство финифти навсегда застряло в прошлом, зациклившись на этих бесконечных бабушкиных шкатулках и уже давно не модных гарнитурах из однотипных сережек и колье. На самом деле старинный промысел пусть медленно, но развивается, а молодые художники создают довольно интересные работы – созвучные сегодняшнему дню.