Графика Анатолия Фоменко – ученого, математика, специалиста в области дифференциальной геометрии – представлена в Музее современного искусства.
Автор множества научных публикаций, монографий, учебников и учебных пособий по математике, чьи труды переведены на многие иностранные языки, действительный член РАН, Анатолий Фоменко вот уже более сорока лет позиционирует себя еще и как художник-график. Работы автора решил представить Музей современного искусства – выставка под названием «За рамками мифа, в рамках науки» на днях открылась в арт-галерее.
Всё когда-то началось с математики, как рассказывает сам Анатолий Фоменко. Стремясь объяснить студентам и коллегам свои научные идеи, он решил визуализировать их. Создал около пятидесяти работ, иллюстрирующих формулы и теоретические изыскания. Среди математиков новый подход к изучению науки имел успех.
Позже круг тем расширился – Анатолий Фоменко стал иллюстрировать мифологические сюжеты, создал цикл к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», выполнил серию работ по мотивам картин известных художников… При этом все рисунки по-прежнему визуализировали математические формулы и теории.
Свои работы автор сопровождает комментариями, которые призваны раскрыть его идеи. Пояснения включают несколько слоев. Вот, скажем, перед нами одна из иллюстраций к роману Булгакова под названием «Азазелло и Маргарита».
Азазелло вручает Маргарите коробочку с волшебным кремом – описывает для начала свое произведение художник. Затем идет первый комментарий: «Математика: вибрация жидкости и форма капли. Если плоский мелкий сосуд – в виде стола с невысоким краем – наполнить жидкостью, то получится мелкий, но обширный водоем. Если затем стол начинает быстро вибрировать, то поверхность жидкости «вскипает». <…> Чем быстрее вибрация, тем сложнее картина». Второй комментарий: «Миф: вода и небо. Вода – одна из фундаментальных стихий всех мифологий, выступающая в роли женского начала. <…> Являясь началом всех вещей, вода знаменует и их финал, ибо с ней связан мотив всемирного потопа <…> ».
Думается, что зрители тоже имеют право на свои комментарии. Пусть их будет тоже два. Комментарий первый: как известно, в ряде мифов вода является также и символом мужского начала – тот же дождь, например, без которого земля останется бесплодной. Комментарий второй: а причем здесь «Мастер и Маргарита»? Как «вибрация жидкости и форма капли», а тем более начинающий по не ясным причинам вибрировать стол дополняют наше восприятие романа? И что вносит мифологический сюжет, к тому же однобоко представленный, в понимание мироздания, созданного Булгаковым?
Очевидно, зритель, пришедший на выставку и не видевший до этого работ Брейгеля, Дюрера, Дали, Чюрлениса и других художников (которые, безусловно, служат источником вдохновения для Анатолия Фоменко), – будет сражен «непонятностью» и «сложностью» рисунков. А когда он начнет читать комментарии, где столкнется с такими терминами, как «симплициальные пространства» или «гауссово отображение», – и вовсе решит, что такое искусство – только для избранных…
Любопытно, что Анатолий Фоменко широкой аудитории известен не как математик, а как автор книг по «новой хронологии», которая опровергает общепринятую датировку исторических событий. Например, храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), который в его нынешнем виде историки относят к VI веку, Фоменко и последователи датируют XVI веком. Библейского Соломона и византийского императора Юстиниана считают одним и тем же историческим лицом. Утверждают, что казачьи войска составляли часть татаро-монгольской Орды, а сама Орда была просто регулярным русским войском. Ну и так далее. «Новая хронология» объявляет выдуманными целые столетия и многих исторических персонажей. Согласно Фоменко и его соавторам, ложное датирование событий объясняется стремлением европейских монархов подтвердить свои права на престол «древними» историческими документами, которые они фальсифицировали.
Кто-то недоумевает, зачем Анатолий Фоменко столь активно продвигает свою псевдонаучную теорию. Другие видят в этом фарс, насмешку над гуманитариями, которые настолько беспомощны, что не в состоянии отличить пародию от научной теории. Третьи и вовсе уверены, что причина всему – коммерческий успех: книги по «новой хронологии» издаются огромными тиражами.
Вот эта гениальная способность мистифицировать историю, искусство да и жизнь не может не вызывать восторга! И сколько блестящих мистификаций знает культура прошлого… У Анатолия Фоменко – все шансы встать в один ряд с графом Калиостро или Вольфом Мессингом. Только имеют ли его мистификации какое-либо отношение к подлинной исторической науке и искусству? Покажет время – как говорят на одном из телеканалов…