Новая выставка ярославского Союза художников для многих стала настоящим открытием – скульптор Всеволод Алаев впервые представил свои работы широкой аудитории.
Он с детства увлекался лепкой, но заниматься искусством не собирался. Даже поступил в медицинский. А лет пятнадцать назад отчетливо понял, что по-настоящему ему интересна только скульптура. Профессионального художественного образования у него нет, и, тем не менее, работы Всеволода Алаева можно увидеть во многих уголках нашей области. Для Некрасовского он создал бюст Николая Некрасова, для Вятского – памятник императору Александру II (копия-реконструкция работы Опекушина) и скульптурную композицию «Ярославский расторопный мужик», для Тутаева – памятник адмиралу Федору Ушакову и скульптуры пионеров в парке Советского времени…
Ряд работ Всеволода Алаева составили новую экспозицию Выставочного зала Союза художников. В том числе на фотоснимках представлены и монументальные произведения автора. Это первая персональная выставка скульптора, которая организована ярославским отделением Союза. Она же и юбилейная – в сентябре Всеволод Романович отметил 60-летие.
Он родился в Тутаеве в семье местного мастера-умельца по лозоплетению. Медицинский институт так и не окончил. Зато именно там Алаев настолько хорошо изучил анатомию, что сегодня любую из своих скульптур создает без привлечения натурщиков! А феноменальная зрительная память позволяет ему улавливать внешние черты и манеры человека настолько точно, что даже двух встреч достаточно, чтобы передать портретное сходство.
Несколько лет назад скульптор самостоятельно освоил литейное дело, был сразу же замечен коллегами и приглашен на колокололитейное производство «Италмас» в Тутаеве. Здесь он и сегодня создает художественные рельефы и орнаментальный декор для колоколов. Выбор сюжетов для украшения колокола зависит от воли заказчика, рассказывает мастер. Чаще всего ему присылают чертежи, по которым он и работает. Но случается, что человек не может точно сформулировать, что же он хочет, говорит: «Придумайте сами узор, лишь бы красиво получилось!». В таких случаях приходится долго трудиться и согласовывать каждый шаг. Но пока заказчики оставались довольны результатом, отмечает Всеволод Алаев.
Работу на колокололитейной фабрике скульптор называет самой интересной и захватывающей. При этом он не оставляет и других своих увлечений. На первом месте – история. В детстве изучал костюмы и военную экипировку армий разных стран, когда лепил из пластилина солдатиков. Позже увлекся историческим кино, собрал большую коллекцию западных фильмов этой тематики. Сегодня реальные или вымышленные исторические персонажи воплощаются им в скульптурных композициях. Это не обязательно будут монументальные формы. Какой-нибудь греческий воин на коне может украшать и каминные часы – в последнее время Всеволод Романович особенно увлечен этим видом интерьерного декора.
Создает художник и традиционные скульптурные портреты, изображая в том числе своих земляков. Есть у Алаева и неожиданные по сюжету миниатюры – к сожалению, на выставке его комичных толстушек-балерин или сосредоточенного борца сумо можно увидеть только на фотографиях, порой не очень качественных. Но даже работы, представленные только на снимках, говорят о бесконечной одаренности скульптора…