Произведения одного из самых необычных авторов – Ефима Честнякова из коллекции Костромского музея-заповедника представлены в Ярославле.
Персонажи картин Ефима Честнякова завораживают какой-то своей нездешностью. Словно они из других миров, и на земле оказались случайно. Кто-то видит в них сказочных героев, даже когда сюжет не сказочный. Искусствоведы находят свои трактовки, отмечая, что простых крестьян он писал как святых – отсюда тот магнетизм, которым наполнены картины. В любом случае что-то особенное, потустороннее в работах этого художника считывают все.
Честняков и сам был пришельцем неизвестно откуда. Необычны и его жизнь, и отношения с творческой средой, и история потери, а после – случайного обретения его произведений. Он мог стать одной из знаковых фигур Серебряного века, но предпочел жизнь в провинциальной глуши. Сегодня исследователи изучают не только его картины и скульптуру, но и литературные работы, отразившие философию автора. А в родной деревне Честнякова до сих пор вспоминают как провидца. Судьба избранных – говорят про таких.
…Фамилию Честняков он выбрал для себя сам, получая паспорт. «Честняк» – по-костромски значит единственный сын в семье. Вообще, его должны были звать Самойловым, по имени деда, как было принято тогда. Родился будущий художник в деревне Шаблово Костромской губернии. Лет с четырех сам начал рисовать. Профессионально учился живописи уже в Кологривском уездном училище. В 1894 году, закончив учительскую семинарию в селе Новое Ярославской губернии, получил звание народного учителя. Преподавал в начальных школах Костромского и Кинешемского уездов.
В декабре 1899 года Честняков уехал в Петербург. Благодаря участию в его судьбе Ильи Репина занимался в скульптурном музее Академии художеств, в мастерской живописи и рисования М.К. Тенишевой, был принят в Высшее художественное училище при Академии. Репин советовал ему показывать свои работы на выставках «Мира искусства», Честнякова приглашали представить лепные фигурки на Салоне в Париже, но художник не соглашался, объясняя это так: «…я того не желаю. Считаю свои вещи не туда относящимися. Множество людей делают что-то для своего пропитания, мало думая о более существенном, неслучайном».
В 1905 году художник вернулся в Шаблово. Учил детей грамоте, рисованию, устраивал театральные постановки. Мастерил гармоники, рожки, дудочки, свирели. Создавал литературные произведения, в которых почти всегда люди жили в чудесных городах, где ученые занимались наукой, не было места тяжелому труду, и все были счастливы.
Возможно, именно это уединение и позволило Честнякову пережить годы красного террора – то, что его искусство не вписывалось в соцреализм, было слишком очевидно, вряд ли бы ему удалось избежать репрессий.
Имя художника стало широко известно только в 1968 году благодаря счастливой случайности. Экспедиция Костромского художественного музея собирала народное творчество в Кологривском районе. Один местный житель рассказал музейщикам про Ефима из деревни Шаблово, который «не абы кто – в Питере у самого Ильи Репина учился!»… К этому времени художника уже не было в живых, а его работы в основном хранились в домах местных жителей. Про найденные произведения искусствоведы тогда сказали: перед нами мастер мирового уровня, и стиль его сравнить не с чем, это совершенно особое явление…
Многие работы Ефима Честнякова хранятся в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Коллекция музея до середины марта будет представлена в Ярославском художественном музее.
Он создавал портреты и сказочные сюжеты в стиле псевдонаивного искусства. В его картинах множество метафор, символов и аллегорий. Почти всегда неопределимы время и пространство, так что трудно понять, в каком веке, в какой стране живут персонажи его картин – сам он свои работы не датировал.
У многих односельчан работы Ефима Честнякова висели в красном углу вместе с иконами. И когда искусствоведы уговаривали отдать картины в музей, владельцы долго не соглашались. Считали полотна Честнякова семейными реликвиями. А его самого – мудрым советчиком, учителем и даже целителем. В Шаблово гостям до сих пор показывают Ефимов ключ, где, как утверждают старожилы, с человеком непременно происходят чудеса…