Работы сразу двух скульпторов из династии Цигалей – Владимира Ефимовича и его сына Александра Владимировича – можно увидеть в Ярославле.
Выставка под названием «Династия скульпторов» открылась в Музее современного искусства. Экспозиция, объединившая работы отца и сына Цигалей, которые создавались ими в разные годы, включает почти сто произведений. Зрителям дается редкая возможность не только сравнить двух авторов, увидеть, как одновременно похожа и не похожа творческая манера отца и сына, но и ретроспективно проследить, как развивался стиль каждого из них.
Выставка открывается скульптурными сериями Александра Цигаля. Здесь в театральных позах застывают персонажи из проекта «Маски», свои диалоги ведут библейские герои из цикла «Молитва», живут повседневными заботами люди из серии «По родной стране». Одними из самых пронзительных оказываются образы и сюжеты цикла «Мишени» – каждого, будь то Святой Себастьян или Вильгельм Телль, настигают свои стрелы, причиняют боль и увечья, и никто не беззащитен.
За придуманными персонажами следуют портреты друзей, известных и не очень современников, исторических лиц. Представлено и несколько проектов скульптурных памятников. Народный художник России Александр Цигаль хорошо известен как монументалист. Его композиция «Правосудие» украшает главный фасад здания Верховного суда Российской Федерации. Им воссоздана скульптурная композиция «Надвратные ангелы восточного входа» для кафедрального храма Христа Спасителя. На куполе здания Сената в Московском Кремле можно увидеть созданную им в соавторстве с Владимиром Ефимовичем Цигалем композицию «Святой Георгий Победоносец».
Одна из самых знаменитых работ Александра Цигаля – бронзовый памятник собаке в подземном переходе у станции московского метро «Менделеевская». Он носит название «Сочувствие» и посвящен бездомным животным. Миниатюрный проект этой скульптурной композиции также представлен на выставке в Музее современного искусства.
Как скульптор-монументалист известен и отец Александра – народный художник СССР Владимир Ефимович Цигаль. Для него, ушедшего в 1942 году добровольцем на фронт, тема войны навсегда стала главной. В архиве скульптора сохранилось множество зарисовок военного времени. Позже все эти воспоминания были запечатлены в граните и бронзе. Владимир Цигаль – автор памятника генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву, возведенному на месте бывшего концлагеря Маутхаузен в Австрии, монумента разведчику Рихарду Зорге (установленному в Москве и Баку) и нескольких десятков памятников.
На выставке «Династия скульпторов» представлены небольшие композиции Владимира Цигаля, отразившие тему войны. И эта часть экспозиции одна из самых проникновенных. Необычайно точен образ балансирующего на мине военного художника, который пытается сделать набросок. Или одинокого жителя разрушенного дома, стремящегося удержать от полного распада картину мира. Очень пронзительна фигура солдата, вернувшегося с фронта без ноги – в изувеченной жизни даже костыль у него совершенно кривой…
Центральным же образом этой совместной выставки и особой точкой притяжения становится скульптурный автопортрет с сыном, созданный Владимиром Цигалем. Два неразрывных и в то же время смотрящих в противоположные стороны лица – точная метафора жизни каждого, кому выпала судьба продолжать известную династию.