От иконы XIII столетия до анимации XXI века. От западно-европейского свадебного сундука до самурайского меча. От Дома-мастерской скульптора Опекушина до Квартиры управляющего банком. Все это включает собрание Ярославского художественного музея, который 5 декабря отметил свое 95-летие. Не совсем круглая дата – тем не менее очевидный повод совершить прогулку по музею.

Губернаторский дом

Хотя экспозиции Ярославского художественного располагаются в трех зданиях и двух филиалах, для многих музей ассоциируется именно с этим домом... Название Губернаторского ему вернули в 1994 году. А главным хранилищем музея дом служит с 1969-го. Губернаторский дом построен по указу Александра I в 1821 – 1823 годы по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова. Дом служил как официальной резиденцией ярославских губернаторов, так и императорским путевым дворцом для приезда высочайших особ.

В комплекс построек кроме главного здания входили три флигеля (сохранился лишь один – левый) и сад, протянувшийся от дома до Ильинской (сегодня – Советской) площади. За время своего существования здание неоднократно реконструировалось, в 1910-е годы здесь была устроена домовая церковь на третьем этаже. С момента возведения и до самой революции 1917 года в Губернаторском доме жили и принимали гостей все 17 губернаторов Ярославского края. Здесь побывали и все российские императоры от Александра I до Николая II.

Среди гостей губернаторской резиденции был французский писатель и путешественник маркиз Астольф де Кюстин. Он оставил любопытное воспоминание о посещении Губернаторского дома в своей книге «Россия в 1839 году». Де Кюстин писал, что нашел здесь «отзвуки французского духа XVIII века, того духа, который давно исчез на родине». Наряду с роскошным внутренним убранством дома его поразил прием, «отличный, но без ненужной изысканности» обед, розыгрыш лотереи и вечерний домашний концерт: «Один из братьев губернаторши играл очень недурно на виолончели. Аккомпанировала ему его жена, особа чрезвычайно приятная. Благодаря этому дуэту, а также национальным песням, исполненным с большим вкусом, вечер пролетел очень быстро».

В советские годы, пока здание не передали Художественному музею, в нем располагались то уездный исполком, то Высшая партийная школа, то технологический институт (нынешний политех).

В соответствии с возвращенным статусом в Губернаторский дом вернулась и традиция проводить здесь все губернаторские приемы.

…Губернаторский сад в целом сохранил свою первоначальную планировку. В советское время здесь устроили городской детский парк, а в 1989-м передали музею. Каждое лето сад превращается в экспозицию под открытым небом, где представлена скульптура – всем памятные «Дон Кихот с цветком» Н. Силиса, «Грустный король» М. Дронова, композиция «Жертвоприношение свершилось» американского автора Ф. Уильямса и другие…

Музей

Художественная галерея – предшественница музея – была основана в Ярославле по инициативе местных художников и любителей старины 5 декабря 1919 года постановлением Губернского отдела народного образования. Первым помещением для нее стала бывшая Духовная консистория на набережной Которосли. Здание, сильно пострадавшее в ходе белогвардейского восстания 1918 года, требовало ремонта. Поэтому свою первую выставку музей организовал на Ярославской Большой мануфактуре (больше известной как ткацкая фабрика «Красный Перекоп»). Статус музея неоднократно менялся, его объединяли с другими музеями и возвращали самостоятельность, называли и художественной галерей, и областным музеем искусств. Свое нынешнее имя он обрел в 1969 году.

…Митрополичьи палаты после революции 1917 года практически постоянно использовались как музейное хранилище. Одно из древнейших зданий города, Митрополичьи – образец древнерусской каменной гражданской архитектуры. Они построены в 1680-е годы ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С 1777 года и до возведения Губернаторского дома здесь находилась резиденция ярославских губернаторов.

Еще одно здание, входящее в музейный комплекс, – купеческий особняк, возведенный в первой трети XIX века. С этого года в нем открыт Музей зарубежного искусства. Вокруг которого разбит сад экзотических растений.

Ярославский художественный – это еще и два филиала. Один из них – «Домъ на Новинской» находится в Тутаеве. Занимает здание бывшего Романово-Борисоглебского городского общественного банка, построенного в конце XIX века в стиле модерн. Банк располагался в этом помещении вплоть до 1990 года. А сегодня здесь – единственный в России музей быта провинциальной буржуазии с двумя постоянными экспозициями: «Провинциальный банк» и «Квартира управляющего банком».

Второй филиал – Дом-музей А.М. Опекушина в селе Рыбницы. Деревянное двухэтажное здание с мезонином, снаружи богато декорированное резьбой, построено в начале XX века местным пароходчиком Рябининым. В 1913 году дом приобрел К.М. Опекушин, брат знаменитого скульптора, чтобы открыть здесь лепное отделение при земской школе. В советское время помещение использовали как сельскую школу, затем как галантерейную мастерскую. А в 1988-м его передали Ярославскому художественному для создания музея скульптора А.М. Опекушина. Реставрационные работы здесь еще идут, но уже открыта экспозиция «Лепных дел мастера».

Коллекция

История музейной коллекции началась 100 лет назад, когда в фонд еще только создаваемого музея от Академии художеств были переданы 14 работ. Одновременно отбирались произведения с различных выставок, принимались дары от частных лиц. Подобным образом собрание формировалось и в дальнейшем: произведения закупались у авторов и наследников, вывозились из заброшенных помещичьих усадеб и из разрушаемых церквей, принимались в дар от коллекционеров и даже переходили по наследству…

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 75 тысяч произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, нумизматики и представляет 9 веков искусства – от XIII до XXI столетия. Особая гордость собрания – ярославская школа иконописи. Среди произведений древнейший памятник – икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII века. Есть и подписные иконы художников XVII века – Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Федора Евтихиева Зубова.

Художественный музей – один из немногих, кто может похвастаться коллекцией авангарда. В 1920-е годы работы закупались у авторов различных течений, в том числе и «левых», поскольку музеям не запрещалось «демонстрировать искусство в разных его проявлениях». В 1930-е – когда политический курс изменился, музейных сотрудников увольняли, арестовывали, заводили на них судебные дела, а многие произведения даже XIX века попали в разряд «империалистического искусства» – авангард был изъят из экспозиции. И вернулся только в 1970-е. Многие из этих работ были сохранены сотрудниками музея, несмотря на предписание уничтожить…

В музее представлены практически все русские художники: Д. Левицкий, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Айвазовский, В. Поленов, И. Левитан, О. Кипренский, А. Бенуа, К. Сомов, Б. Кустодиев, В. Кандинский, участники «Союза русских художников», «Мира искусства», «Бубнового валета»… Кроме того, здесь хранится более 200 произведений мастеров Японии и Китая XVIII – ХХ века и довольно обширное собрание западно-европейского искусства. Поистине – на все вкусы и художественные пристрастия…