Пытаясь разгадать эту картину, исследователи потратили уже несколько лет. Чтобы просто рассмотреть ее, Ярославский художественный приглашает провести в музее девять вечеров. Специально для произведения созданы сайт и приложение для планшетов. И ради одной этой работы изменили целую музейную экспозицию…
История полотна «Дом в разрезе», созданного в 1931 году петербуржскими художницами Алисой Порет и Татьяной Глебовой, полна тайн, многие из которых, возможно, никогда не будут разгаданы… В собрании Ярославского художественного картина оказалась 25 лет назад. Ее нашла искусствовед музея Нина Голенкевич, разбирая завалы в квартире, где в свое время жила Татьяна Глебова. Произведение выкупили у наследницы – сестры художницы Людмилы Глебовой. Холст был найден разрезанным на четыре части неправильной формы. Отсутствовал один из фрагментов – левый нижний угол, в котором, судя по свидетельствам современников, авторы изобразили красный гроб. Сохранилась ли эта часть – до сих пор неизвестно. Нет пока и ответа на вопрос, кто и почему разрезал картину.
Дом, воспроизведенный на этом огромном полотне, очень густо населен. В образе дирижера здесь Павел Филонов – у него Глебова и Порет учились писать «симфоническое многообразие жизни». Основоположник аналитического искусства (одного из авангардных направлений живописи начала ХХ века), Филонов получил признание лишь в начале 1990-х, практически через 50 лет после смерти. Огромную комнату в своем придуманном особняке Глебова и Порет отдали музыканту Марии Юдиной. Оригинальная пианистка, педагог, философ Мария Юдина дружила с художницами, часто играла у них в доме. Не имевшая собственного инструмента, в виртуальной квартире она получила в подарок сразу два рояля!
На картине нет случайных лиц. Алиса Порет и Татьяна Глебова «поселили» здесь своих реальных соседей, близких знакомых и любимых друзей. Правда, исследователи не находят на полотне Даниила Хармса и Александра Введенского – «основных подруг» Глебовой и Порет, как шутливо называли их художницы. Почему? Это – еще одна из тайн произведения. Имена нескольких персонажей картины помогла установить Людмила Глебова. Но многие из жителей «Дома в разрезе» до сих пор остаются не узнанными…
В том, что работа создана в соавторстве, сомнений нет. Это подтверждается надписью на обороте полотна и записью в Дневнике Павла Филонова. Известно, что Глебова и Порет писали вместе на протяжении целого ряда лет, вместе иллюстрировали книги и журналы для детей. Сохранилось любопытное воспоминание Алисы Порет: «В то время у нас жила художница Т. Глебова. Мы очень дружили, писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон, и всегда все сходилось. Так же мы делали все детские книжки и рисунки для «Чижа» и «Ежа». Меня почему-то невзлюбил В. Лебедев и не давал мне работы, а Глебова не имела успеха у другого редактора, и наши книжки появлялись то под моей, то под ее фамилией, а делали мы их вдвоем. Наш секрет с Глебовой никогда не был открыт, хотя о нем знали десятки людей, бывавших у нас в доме».
Сегодня не открыт еще один из секретов: какая часть полотна «Дом в разрезе» написана Татьяной Глебовой, а какая Алисой Порет…
В поисках ответов на вопросы, заданные причудливо разрезанным Домом, Художественный музей пришел к идее создать целый проект, включающий ряд музейных встреч (на данный момент их – девять), а также сайт и приложение для планшетов, посвященные картине. Проект – руководителем которого стала Марина Полывяная – оказался в числе победителей X конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина и получил грант на реализацию.
Первый цикл встреч стартовал в музее в ноябре и продлится до конца января. На них каждый гость может проявить себя в качестве исследователя, искусствоведа, путешественника, художника-авангардиста, даже соавтора(!) Глебовой и Порет – в рамках международной акции mail-art, предлагающей создать собственную открытку, в которую включен какой-либо из фрагментов картины «Дом в разрезе». Присоединиться к участию можно с любой серии. А вообще, программа будет повторяться. И обновляться! За год работы над проектом авторы познакомились с режиссерами, музыкантами, художниками, киноведами, исследователями русской культуры 1920-1930-х годов… Новые творческие встречи неизбежны!
Проект неожиданно заставил изменить место картины «Дом в разрезе» в музейной экспозиции «Искусство ХХ века» – работа стала завершающей точкой и своеобразной доминантой выставки.
Ну, а поиск ключей к тайнам Дома продолжается. И у каждого есть шанс совершить новые открытия.