Каждой своей выставкой художник Олег Рожков открывает что-то новое и неожиданное. Что подтверждает и очередная экспозиция под названием «Универсальный сюжет». Для тех, кто знаком с творчеством художника, не составит труда догадаться, что же стало основой этого сюжета…Текст: Лора Непочатова
Как после Сезанна яблоко заняло одно из центральных мест в изобразительном искусстве, так после Ван Гога главным художественным объектом оказался подсолнух. До сих пор изображавшийся лишь фоном картины, этот цветок (по сути, обыкновенная техническая культура!) в ХХ веке стал символом живописи.
Для Олега Рожкова подсолнух – впервые поразивший именно в работах Ван Гога – является тем универсальным образом, который позволяет передать всю сложность и многогранность мира, дает возможность выразить собственное понимание жизни, ответить на самые важные вопросы.
Персональная выставка Олега Рожкова, открывшаяся в пространстве второго этажа Волковского театра, включает работы разных лет. Но исключительно те, где изображены подсолнухи.
– Символика этого цветка бесконечна, – говорит художник. – Подсолнух может быть символом целого мира и отдельного человека, нашего отношения к жизни, к течению времени, к смерти и бессмертию…
В картинах Олега Рожкова подсолнух предстает то символом Вселенной, то символом солнца на земле. Он же – символ счастья и тайны. А благодаря тому, что у каждого подсолнуха есть свое лицо, свой внутренний образ, он может стать и «портретом» любого человека, как, например, в картине «Портрет А. Зарипова». Цветущий подсолнух – гимн жизни, символ радости и счастья… Зрелый – символизирует некий итог нашего пребывания в мире.
С помощью подсолнухов художник выводит и собственную формулу жизни – в работе, состоящей из шести картин, которая так и называется «Формула». На выставке в Волковском театре ее не удалось разместить, но зрители недавнего проекта АRT NON-STOP, что проходил в Художественном музее, хорошо помнят эту работу. На первой картине прочитывается слово «рождение», на последней – «воскресение». Между этими двумя событиями жизнь человека предстает как расцвет, развитие и угасание. От картины к картине цвет постепенно уходит, белого становится все больше, а форма подсолнухов меняется до окончательного увядания. Но последняя картина вновь наполняется цветом, символизируя воскресение, новое цветовое возрождение, новую форму. Мы не знаем, какое будущее нас ждет после физической смерти, но в том, что это будущее существует, автор «Формулы» убежден.
Верный своей манере, Олег Рожков отражает мир не буквально, а через новые цветовые сочетания.
– Долгое время высшим достижением в изобразительном искусстве считалось максимально точное копирование действительности, – рассуждает художник. – Я предлагаю другой путь: подходя к картине, обращаться не к своему предыдущему опыту, а пытаться почувствовать, что заложил в своих работах автор. Правдоподобным должно быть ощущение от картины, а не ее цветовая палитра…