Среди работ, представленных на выставке «Брейгель. Династия», которая до конца зимы будет открыта в Ярославском художественном музее, нет самых известных, топовых (как принято говорить) картин. Но абсолютно точно, что произведения авторов подобного уровня экспонируются лишь в лучших западных музеях и столичных галереях России. Увидеть Брейгеля в наших краях – редкая удача!
Причем в здании Музея зарубежного искусства представлены полотна целой династии фламандских художников – Питера Брейгеля Младшего, Яна Брейгеля Старшего, Яна Брейгеля Младшего, Давида Тенирса Младшего, Абрахама Тенирса. Всего – порядка тридцати произведений из частного собрания московского коллекционера Василия Горященко. Коллекция эта в основном путешествует по музейным залам Европы. И в таком объеме, как в Ярославском художественном, ни в одном из российских музеев еще ни разу не выставлялась.
…XV-XVI века – это время, связанное с одной из самых ярких страниц в истории нидерландской живописи. Голландцы наряду с итальянскими и немецкими художниками эпохи Возрождения стояли у истоков нового искусства, освобождая его от традиций Средневековья. И в частности Брейгели – мастера пейзажной живописи и жанровых сцен – обогатили изобразительное искусство новыми темами (прежде всего, картинами повседневной обыденной жизни), новыми героями, новой символикой, неожиданными гротескными и сатирическими образами.
Данные этим живописцам прозвища – Мужицкий, Адский, Райский, Бархатный – дают представление о творческой манере того или иного представителя династии Брейгелей. Кто-то из них отдавал предпочтением библейским сюжетам, кого-то занимали мифологические мотивы, а кому-то были ближе натюрморты (цветочные композиции по преимуществу). Но всех отличало внимание к каждой детали и тщательная проработка образов. Сравнивать, искать сходства и отличия – одна из возможностей, которую новая выставка предлагает и знатокам-искусствоведам, и просто любителям прекрасного…