Живопись Коро, «Вечная весна» Родена и королевский фарфор – из коллекции Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева…
Примерно с ХVIII столетия Франция стала центром художественной жизни Европы, во многом задавая тенденции в философии, литературе, изобразительном искусстве. В русской культуре мощное французское влияние сохранялось даже несмотря на войну 1812 года. Произведениями французских мастеров стремились владеть все коллекционеры. Русские путешественники и дипломаты приобретали работы французских художников на антикварных рынках, выставках, заказывали в мастерских. В императорской и частных коллекциях России французское искусство оказалось представлено первоклассными образцами.
Приверженцем французской культуры был и художник Алексей Боголюбов. Францию он называл своей второй родиной, подолгу жил в ней, неоднократно становясь (говоря современным языком) куратором выставок русских художников, а в последние годы практически не уезжал из этой страны. Именно во Франции у Боголюбова родилась идея открыть художественный музей в России.
Местом будущего музея был выбран Саратов – в здешних краях родился дед Боголюбова, писатель Александр Николаевич Радищев. Имя своего знаменитого предка художник дал музею, который открылся 130 лет назад – в июне 1885 года. Основой экспозиции стала весьма внушительная коллекция Боголюбова, которую он просто подарил городу. Конечно же, особенно представительным в этом собрании оказалось искусство столь любимой художником Франции…
В Ярославле французская часть коллекции Радищевского музея представлена впервые. Экспозиция «Vive la France», расположившаяся в здании Музея зарубежного искусства, включает живопись, скульптуру и фарфор XVII – ХIX веков. Некоторые экспонаты – как например, фарфор Севрской королевской мануфактуры конца XVIII – XIX века, выполненный в стиле неоклассицизма (или стиле Людовика XVI) – саратовские музейщики демонстрируют вне родных стен всего лишь второй раз. А такие уникальные работы, как живописный «Замок Пьерфон» Камиля Коро или уменьшенное повторение в бронзе знаменитой скульптуры Огюста Родена «Вечная весна», покинули Радищевский музей вообще впервые!
Конечно, три столетия французского искусства в камерном пространстве ярославского музея представлены довольно фрагментарно. Здесь сложно получить представление об эволюционном развитии живописи или скульптуры Франции на протяжении XVII – ХIX веков. Зато присущие работам стиль и особое изящество дарят радость встречи с настоящей красотой.